В свою основную фазу субсидии от государства в части финансовой аренды техники и оборудования вошли в 2008-2009 годы на фоне кризиса. По данным Банка России, с 2008 по 2019 годы совокупный объем средств госбюджета, направленных на лизинг, составил 227 млрд рублей. А с учетом запланированных расходов в 2020-2021 годах эта цифра превысит 280 миллиардов. Предусмотренный объем поддержки на 2020 год составляет 9,8 млрд, на 2021 год — 18,7 млрд, на 2022 год — 18,5 млрд рублей.
Изначально предполагалось, что поддержка сойдет на нет к 2014 году, но из-за нестабильной экономической ситуации в стране, вызванной санкциями со стороны Запада, ее решено было продлить. Особую роль в этом процессе сыграла программа поддержки автопрома, имевшая успех и масштабированная позже на приобретение в лизинг оборудования для легкой промышленности, дорожно-строительной и коммунальной техники.
Целей, которые достигаются государством при выделении средств бюджета на лизинг, несколько. Но главная из них — минимальное удорожание предмета лизинга за счет компенсации части авансового платежа. Приобретение, таким образом, становится доступнее, что, в конечном счете, способствует развитию авторынка в целом. Сама сделка лизинга при этом позволяет:
- получить финансирование в больших объемах и на длительные сроки;
- модернизировать устаревшее производство и масштабировать бизнес с минимальными вложениями;
- минимизировать финансовую нагрузку на предприятие;
- обеспечить ускоренную амортизацию и экономию по налогу на прибыль.
Как это работает?
Общий принцип поддержки таков: государство в лице Фонда развития промышленности при Минпромторге РФ определяет финансируемые отрасли и согласовывает общий объем средств, выделяемых в текущем календарном году на меры поддержки спроса. После этого лизинговые компании уведомляются о действии госпрограммы и приступают к формированию заявок — финансируют сделки, по которым позже компенсируют декларируемую государством часть средств. Как правило, все программы поддержки ограничены по срокам одним годом, причем выделяемые на них средства не переносятся на следующий год, а остаются в бюджете.
В подавляющем большинстве случаев речь идет о скидках для предприятий на первый (авансовый) платеж, которые в 2019 году доходили до 12,5% от стоимости имущества. При этом независимо от поддерживаемой отрасли все программы субсидирования лизинга объединяет схожий график платежей (ежемесячно), рассчитываемая индивидуально в каждом конкретном случае ставка и сумма аванса, начинающаяся от 10% стоимости предмета лизинга.
Особые условия
В 2019 году 38% финансированных Газпромбанк Автолизингом передач транспорта осуществлены с применением госсубсидии (суммарная предоставленная скидка на авансовые платежи — 375 млн рублей). Из особых условий, предъявляемых государством при использовании субсидируемых средств, — ориентир на российскую технику, то есть произведенную/локализованную в нашей стране. Крупноузловая сборка государству неинтересна, поскольку она не позволяет говорить о развитии экономики, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), смежных производств и, как итог, серьезном увеличении рабочих мест и поддержке регионов.
Кроме того, претендент на получение госсубсидии должен быть резидентом РФ, иметь необходимые лицензии для ведения деятельности, а также устойчивое финансовое положение и положительную кредитную историю. При этом претензии со стороны налоговых органов и просроченные платежные обязательства по ценным бумагам исключены.
По закону
Правила возмещения потерь доходов лизинговых компаний (официальная формулировка именно такова) при предоставлении скидок были утверждены постановлением правительства от 8 мая 2015 года № 451. Позже действие этого документа было продлено на 2018-2020 годы постановлением от 23 июля 2018 года № 861. По программам «Российский тягач» и «Свое дело» лизингодателю в 2019 году компенсировалась скидка в размере 12,5% (но не более 625 000 рублей) на авансовый платеж при финансировании сделок по приобретению грузовой техники утвержденного списка. По классической программе скидка составила 10% (но не более 500 000 рублей).
В 2020 года правительством предложено осуществлять поддержку автопроизводителей (через лизинг) исходя из уровня локализации производимой ими на территории РФ техники. Уровень этот определяется соответствующими заключениями по балльной системе и подтверждается ежегодно на основании постановления правительства 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Полный перечень поставщиков продукции доступен по ссылке.
Таким образом, механика получения скидки для лизингополучателя следующая. Исходя из перечня поставщиков и их продукции, подлежащей субсидированию, клиент определяется с моделью техники после чего обращается в лизинговую компанию за финансированием. Лизингодатель на основе формальных требований выносит решение о предоставлении средств и возвращается к клиенту с коммерческим предложением, а позже — и с договором лизинга. Причем в Газпромбанк Автолизинге весь процесс осуществляется в личном кабинете клиента на сайте, поэтому первая встреча с представителем лизингодателя происходит лишь в дилерском центре на выдаче транспортного средства.
Фото: Helloquence, Chris Liverani/Unsplash