Газпромбанк автолизинг
+7(495) 023-84-98
4 июня 2020

Как лизингополучатели реструктурируют договоры в условиях пандемии коронавируса

Предприниматели, столкнувшиеся с финансовыми проблемами из-за экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, сравнивают реакцию лизингодателей на их обращения за поддержкой и делают выводы, с кем продолжать работу в будущем. Об этом в прямом эфире «Федерации лизинга» рассказали сами лизингополучатели в ходе онлайн-конференции, прошедшей при поддержке компании «Газпромбанк Автолизинг».

В каждой лизинговой компании процедуры рассмотрения заявок отличаются, а порой и сами клиенты отказываются от предложенных лизингодателем условий, предпочитая решить свои финансовые проблемы иным способом. По словам директора по продажам Газпромбанк Автолизинга Рустама Назарова, поток обращений за реструктуризацией лизинговых договоров в мае снизился в несколько раз. При этом он отметил, что из около 1100 заявлений одобрены почти все, отказано было лишь шести компаниям. Они допускали нарушения платежной дисциплины еще задолго до кризисной ситуации, возникшей из-за пандемии коронавируса.

С большинством остальных лизингополучателей уже подписаны дополнительные соглашения, чаще всего они выбирали заморозку платежей на 1-2 месяца с переносом выплаты на последующие периоды. Однако значительная часть клиентов (около 38% от общего числа обращений), несмотря на положительное решение по рассрочке, так и не воспользовалась каникулами, предпочитая рассчитываться с финансовым партнером по прежнему графику. По словам Рустама Назарова, причину такого решения клиенты объясняют по-разному: часть из них попросту «перетерпели» или уже восстановили свое финансовое положение за счет текущей деятельности, часть посчитали более выгодным перекредитоваться. А некоторые клиенты признались, что «рассчитывали на другие условия» и приняли решение пока не задействовать предложенную лизингодателем реструктуризацию.

В то же время сами клиенты отмечают, что лизинговые компании по-разному подходят к проблемам лизингополучателей. Например, перевозчик тяжеловесных и негабаритных грузов «Европа Трал» в апреле столкнулся с кризисом неплатежей от контрагентов, рассказал генеральный директор компании Владимир Лягуша. «С 27 марта очень многие предприятия ушли на каникулы и перестали платить нам за уже выполненные перевозки, поэтому у нас был определенный финансовый разрыв, - рассказал он. – Слава богу, лизинговая компания нам помогла, и уже в мае мы вышли на старый уровень и даже более того – по июню мы 50% договоров закрыли раньше срока».

В парке перевозчика 36 единиц различной грузовой и спецтехники, 15 из них приобретены по договорам лизинга со сроками окончания выплат от нескольких месяцев до двух лет. По словам Владимира Лягуши, «Европа Трал» обратилась к четырем своим лизингодателям за вынужденной реструктуризацией, в трех из них получила одобрение рассрочки, но в одной перевозчику было отказано без объяснения причин. «В любом случае, мы этот договор полностью закроем, просто в будущем в эту компанию уже никогда не обратимся», - подчеркнул предприниматель. Он добавил, что в Газпромбанк Автолизинге перевозчику предложили на выбор несколько вариантов реструктуризации, в двух других лизинговых компаниях – лишь одно стандартное предложение.

Компания «Микролайн», ведущая в России бизнес по поставкам, монтажу и обслуживанию оборудования для навигации и учета расходов топлива на автомобильной, строительной, сельскохозяйственной технике, в начале года планировала масштабные инвестиции в развитие. Но вынужденная самоизоляция из-за пандемии COVID-19 перечеркнула эти планы. «Основная проблема – закрытие строек, потому что строительный бизнес для нас – основное направление, - рассказал генеральный директор компании Вячеслав Полянский. – Поэтому нам пришлось обращаться за субсидированием и реструктуризацией к лизинговым компаниям и воспользоваться предложенными ими возможностями».

В парке IT-компании 25 легких коммерческих автомобилей, которые используются техническими бригадами «Микролайна» для выездов к клиентам с целью монтажа оборудования, в лизинге из них – шесть единиц. По словам г-на Полянского, часть возникших потерь компания «перекрыла» ранее полученным кредитом, который планировалось потратить на закупку новых разъездных автомобилей в регионах. Вкупе с одобренной рассрочкой по лизинговым договорам это позволило компании выжить в тяжелые апрель и май, а по мере стабилизации ситуации в экономике предприятие готово вернуться к проекту расширения автопарка, заявил генеральный директор «Микролайна».

Директор по продажам Газпромбанк Автолизинга Рустам Назаров обратил внимание, что сейчас все лизинговые компании, которые предлагают своим клиентам реструктуризацию действующих договоров, делают это исключительно за счет собственных ресурсов, а не средств господдержки. «Есть стандартные инструменты субсидий, но они предназначены для нового бизнеса, а в части поддержки текущего портфеля для лизинговых компаний принципиально ничего не изменилось, - рассказал он. - Но мы идем навстречу клиентам, потому что наш опыт показывает, что тот, кто в такие сложные времена помогает друг другу находить компромисс, продолжает и дальше вести бизнес». Предоставленная поддержка будет позитивно воспринята клиентами лизинговых компаний, а сохранение их бизнеса будет залогом успешных будущих инвестпроектов по расширению производственных мощностей и автомобильного парка, уверен он.

Полная запись онлайн-конференции доступна ниже.

Фото: Sebastian Herrmann/Unsplash

Смотрите также

Финансирование автомобильных сделок стало основным драйвером роста лизингового рынка РФ

25 марта 2020 подробнее

«Долго на склад мы работать не сможем»: чем закончилось совещание автопроизводителей с Путиным

27 апреля 2020 подробнее

Антивирус: все меры поддержки бизнеса в непростых условиях

20 марта 2020 подробнее

Может быть интересно

Экономим на лизинге: схемы возврата НДС

2 марта 2020 подробнее

Автомобиль в лизинг: главные ошибки при оформлении договора

28 февраля 2020 подробнее

Финансирование автомобильных сделок стало основным драйвером роста лизингового рынка РФ

25 марта 2020 подробнее