Лизинг подержанной техники вырос на 8% за 9 месяцев 2025 года и на 30% в сентябре
По данным Газпромбанк Автолизинг и маркетингового агентства НАПИ, динамика на рынке автолизинга вновь показала снижение. По итогам 9 месяцев общее падение рынка лизинга* новых и подержанных легковых автомобилей в штуках составило 38,6%. Однако в рамках ежемесячной динамики разрыв с прошлым годом продолжает сокращаться. Если в июле 2025 по отношению к июлю 2024 года количество лизинговых сделок было на 37,8% меньше, в августе – на 37,4%, а в сентябре – уже на 30,2% ниже прошлогодних показателей. При этом ежемесячные продажи техники стабилизировались за последний квартал на уровне 25 тысяч единиц.
Итоги 9 месяцев
За январь-сентябрь 2025 года представители бизнеса приобрели в лизинг 197,9 тыс. автомобилей (140,4 тыс. новых и 57,5 тыс. с пробегом) по сравнению с 322,4 тыс. годом ранее (269,1 тыс. новых и 53,3 тыс. с пробегом).
На фоне общего падения рынка (-38,6%) рост демонстрирует сегмент с пробегом. Так, если за девять месяцев лизинг новых автомобилей снизился на 47,8%, то лизинг подержанных ТС вырос на 7,9%.
В сегменте лизинга б/у транспорта наибольший прирост показали лизинговые сделки на подержанные автобусы (+58,2%). Также выросли продажи в лизинг грузовых (+11,4%) и легковых автомобилей (+7,9%) и LCV (+3,5%).
В сегменте лизинга новой техники максимальная отрицательная динамика наблюдалась в сегментах прицепов (-71,6%) и грузовиков (-70,2%), а меньше всего продажи в лизинг просели у легкового (-39,8%) и легкого коммерческого (-27,8%) транспорта.
Лизинговые сделки по типу ТС
В общем объеме лизинговых сделок в январе-сентябре 2025 года 54% пришлось на легковые ТС, 18,8% – на грузовые, 17,4% – на LCV**, 7,7% – на прицепы, 2% - на автобусы. Доля легкового транспорта выросла за год на 4,3 п.п., LCV – на 3,2 п.п., автобусов – на 0,3 п.п. Доля грузового транспорта и прицепов, наоборот, упала – на 5,1 п.п и 2,8 п.п соответственно.
Проникновение лизинга в корпоративные продажи
Доля лизинга в корпоративных продажах новых автомобилей продолжила снижаться – падение c 53% до 40% за 9 месяцев 2024 и 2025 гг. соответственно. С начала года бизнес купил в лизинг 43,9% новых грузовых и 59,9% легковых ТС, 45,5% прицепов, 39,5% автобусов и 53% LCV. Годом ранее эти цифры были выше: в 2024 году в лизинг предприниматели взяли 67,2% грузовых и 66,7% легковых ТС, 68,5% прицепов, 35,1% автобусов и 55,7% LCV.
Доля лизинга в корпоративных продажах подержанной техники держится на прошлогодних уровнях: чуть более четверти техники с пробегом в автопарках компаний оформляется в лизинг (27,6% и 28,5% за 9 месяцев 2024 и 2025 гг. соответственно). Чаще покупать ТС с пробегом в лизинг стали в сегменте легковых автомобилей (+1,5 п.п.) и автобусов (+5,5 п.п.).
Итоги сентября
В сентябре 2025 года представители бизнеса оформили в лизинг 25 тыс. новых и подержанных легковых автомобилей, что на 30,2% меньше, чем в сентябре 2024 года. Сделки на первичном рынке сократились на 41,6% до 17,6 тыс. автомобилей, тогда как на вторичном – выросли на 30,3%, до 7,4 тыс. автомобилей.
На фоне общего спада на рынке автолизинга немного лучше в сентябре себя чувствовали сегменты лизинга легких коммерческих (-13,4%) и легковых автомобилей (-25,6%). Наибольшее падение продемонстрировали сегменты лизинга грузовиков (-45,5%), прицепов (-44,3%) и автобусов (-31,2%).
«В июле-сентябре текущего года автомобильный лизинг стабилизировался вокруг отметки в 25 тыс. автомобилей в месяц. Это выше, чем в предыдущие месяцы, за исключением апреля. Тем не менее пока устойчивого роста нет в отличие от автокредитования, где с июня наблюдается стабильной рост от месяца к месяцу», — отметила генеральный директор НАПИ Татьяна Арабаджи.
«Сегодня на рынке мы наблюдаем умеренное оживление в преддверии более ощутимых шагов регулятора в направлении изменения уровня ключевой ставки. Она снижается гораздо медленнее, чем хотел бы рынок, и на конец года скорее всего составит в базовом сценарии 16%, в оптимистичном – 14%. Именно последний вариант даст серьезный импульс рынку к восстановлению, однако он скорее маловероятен. В базовом сценарии рынок будет демонстрировать установившиеся объемы продаж на уровне 24-25 тысяч единиц вплоть до конца 2025 года», — поделился руководитель управления по работе с импортерами компании Газпромбанк Автолизинг Александр Корнев.
Лизинг* новых и подержанных автомобилей, тыс. шт. по типам техники
|
Тип ТС |
2024 сентябрь |
2025 сентябрь |
Динамика сентябрь 2025 /2024 |
2024 (01-09) |
2025 (01-09) |
Динамика (01-09) 2025/2024 |
|
Легковые |
18,2 |
13,5 |
-25,6% |
160,1 |
106,9 |
-33,3% |
|
Грузовые |
8,4 |
4,6 |
-45,5% |
77,0 |
37,3 |
-51,6% |
|
LCV** |
5,4 |
4,7 |
-13,4% |
45,7 |
34,5 |
-24,6% |
|
Прицепы |
3,4 |
1,9 |
-44,3% |
34,0 |
15,3 |
-54,9% |
|
Автобусы |
0,6 |
0,4 |
-31,2% |
5,6 |
4,0 |
-29,1% |
|
Всего |
35,9 |
25,0 |
-30,2% |
322,4 |
197,9 |
-38,6%
|
Лизинг* новых и подержанных автомобилей, тыс. шт. по типам ТС
|
Категории ТС |
2024 сентябрь |
2025 сентябрь |
Динамика сентябрь 2025/2024 |
2024 (01-09) |
2025 (01-09) |
Динамика (01-09) 2025/2024 |
|
Новые |
30,2 |
17,6 |
-41,6% |
269,1 |
140,4 |
-47,8% |
|
Подержанные |
5,7 |
7,4 |
30,3% |
53,3 |
57,5 |
7,9% |
|
Всего |
35,9 |
25,0 |
-30.2% |
322,4 |
197,9 |
-38,6%
|
*оперативный и финансовый (без учета спецтехники)
** автомобили с полной массой до 6 т включительно, в т.ч. пикапы
Источник данных: НАПИ