
Локомотивом выступили ведущие «китайцы»
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи автомобилей ведущих марок в апреле 2025 г. На фоне провальных первых трех месяцев текущего года апрель подарил надежду авторитейлу на возвращение к прежним объемам. Клиентов нашли 100,4 тысячи легковых машин. Несмотря на то, что относительно четвертого месяца прошлого года этот результат на 26% хуже, по отношению к марту 2025 года рост составил 28%. Локомотивом для рынка выступил отнюдь не АвтоВАЗ, прибавивший за месяц 13%, а почти все ведущие «китайцы». Причем, семь брендов в топ-10 наиболее востребованных (Haval, Chery, Geely, Jetour, Exeed, Tank и GAC) смогли нарастить объемы бизнеса активнее динамики рынка в целом. На фоне переполненных складов их дистрибьюторы шли на наиболее щедрые поддержки. Обороты мая традиционно замедляют праздники, но в целом месяц имеет шансы оказаться не хуже апреля.
Результаты бизнеса в апреле 2025 года оказались лучше, чем прогнозировали многие эксперты. Рынок вновь перепрыгнул красивую отметку в 100 тысяч сделок, которую последний раз преодолевал лишь в декабре 2024 года. Естественно, что это заметно меньше тех объемов, которые авторитейл показывал год назад – 135,7 тысячи сделок (-26%). В то же время это лучший результат с начала текущего года.
Он мог бы быть еще лучше, если бы продажи традиционно самой популярной марки нашего рынка – «Лады» – были более бойкими. Однако АвтоВАЗ закрыл месяц с необычно скромным для себя показателем в 28,5 тысячи машин. Это на 13% выше, чем месяц назад, но на 33% хуже апрельских продаж 2024 года. Есть потери и в доле рынка марки за год – с 31 до 28%. На ухудшение показателей повлияли прежде всего высокие цены. Компенсировать их с помощью разного вида дисконтов у завода получалось не лучшим образом, а количество кредитных сделок у ведущих дилеров не превышало трети от общего объема продаж. Однако Lada продолжила вступать в качестве основного бенефициара госпрограмм поддержки спроса.
Так или иначе, бал вновь правили китайцы. Семь брендов в топ-10 наиболее востребованных (Haval, Chery, Geely, Jetour, Exeed, Tank и GAC) смогли нарастить объемы бизнеса даже активнее динамики авторитейла в целом. На фоне переполненных складов и желания удержать завоеванные прежде доли рынка их дистрибьюторы вынуждены были идти на наиболее щедрые поддержки.
При этом лидером среди иномарок остался Haval (12,9 тысячи машин, + 32% к марту 25 г.) Более половины продаж марки по-прежнему составляют два кроссовера Haval Jolion (5,5 тысячи а/м, + 39%) и Haval M6 (2,6 тысячи, + 30%). Ни с ценами, ни с доступностью товаров марки за последний месяц не происходило кардинальных изменений. Основную роль в росте объемов продаж сыграл факт того, что помимо компенсаций по F&I, trade-in и прямых выгод от дистрибьютора, дилеры марки вынужденно сокращали свою маржу, а иногда и вовсе продавали машины в убыток, лишь бы вернуть оборотные средства в актив. В итоге цена Haval Jolion 2024 года могла быть ниже РРЦ на 250-300 тысяч рублей и начиналась с отметки в 1,6 миллиона.
Локомотивом продаж Chery (10,9 тысячи сделок, + 29%) также выступали два кроссовера – среднеразмерный Chery Tiggo 7 Pro Max (4,1 тысячи а/м, + 22%) и компактный Chery Tiggo 4 (2,3 тысячи, + 9%). Здесь уверенный рост продаж был обеспечен ростом кредитных сделок. При определенных условиях машины в апреле отдавали по программе рассрочки на год.
И наконец, у Geely (6,7 тысячи а/м, + 30%) погоду в бизнесе продолжал делать большой вседорожник Monjaro (2,6 тысячи сделок). Его продажи относительно марта увеличились на треть. Причем почти все выданные машины были 2023-24 годов выпуска. Однако решение проблемы разгрузки складов марки пока все равно под вопросом. В апреле текущего года в Россию было завезено больше Monjaro (3,1 тысячи «штук»), чем продано. Кроме того, продажи Geely могли бы быть выше, если бы, как в прошлом году, в актив были записаны сделки еще по двум родственным брендам – Belgee и Knewstar. На этот дуэт в апреле пришло порядка 4,5 тысяч покупок.
Суммарно первая тройка китайских марок заняла в апреле 30% нашего авторитейла новых машин, на 2 п.п. больше, чем года назад, на 1 п.п. выше, чем в марте текущего года.
Впрочем, бренды, не поднявшиеся на пьедестал, в апреле также уверенно наращивали продажи после осенне-зимнего застоя. Так, марки Changan (4,4 тысячи а/м), Omoda (2,6 тысячи) и Jaecoo (1,9 тысячи) прибавили 20-23%. Почти на треть, до 1,5 тысячи сделок, вырос объем бизнеса Tank. В среднем на 50% увеличили число покупателей дилеры Jetour и GAC. В то же время Exeed среди ведущих китайских брендов показал в феврале наилучшую динамику (2,9 тысячи машин, +107%) не только по причине беспрецедентных (до 750 тысяч рублей) финансовых уступок. Статистику марки украсила крупная корпоративная сделка одного из московских дилеров.
В свою очередь более трех десятков других официально представленных в России «китайцев» не смогли выйти в апреле на четырехзначный уровень продаж. Несмотря на наличие заманчивых ценовых предложений, их покупателям стоит внимательнее относиться к приобретению машин таких марок из-за возможных проблем с ликвидностью и обслуживанием в будущем.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«Всего в апреле было продано порядка 51 тысячи китайских машин. Это на 9 тысяч или на 21% больше, чем в марте, но на 24 тысячи (-32%) автомобилей меньше, чем в апреле 2024 года. А общая доля машин из Поднебесной вновь превысила половину рынка (51 %). При этом склады постепенно освобождаются не только по причине оживления бизнеса, но и потому, что многие дистрибьюторы вынуждено сократили в текущем году импорт. Если с января по апрель 2024 года в Россию было завезено 270 тысяч «иномарок», то за первые четыре месяца в 2020 году этот объем сжался до 106 тысяч автомобилей.
В целом месяц наглядно показал, что многочисленные финансовые поддержки дистрибьюторов, включая субсидирование кредитных сделок, могут помогать росту объемов бизнеса гораздо эффективнее, чем появление новинок. Если в ближайшие 2-3 месяца китайские импортеры продолжат такую политику, то во II квартале будет реализовано порядка 160-170 тысяч машин из Поднебесной, на 20-25% больше, чем в первой четверти текущего года».
Продажи ведущих китайских марок в апреле 2025 года
|
Бренд |
Продажи в апреле 2025 года, шт. |
Продажи в марте 2025 года, шт. |
Продажи в апреле 2024 года, шт. |
Динамика, апрель 2025/ март 2025, % |
1 |
Haval |
12 922 |
9 811 |
14 661 |
+ 32 % |
2 |
Chery |
10 860 |
8 415 |
12 999 |
+ 29 % |
3 |
Geely |
6 660 |
5 126 |
11 536 |
+ 30 % |
4 |
Changan |
4 490 |
3 660 |
8 365 |
+ 23 % |
5 |
Jetour |
3 166 |
2 061 |
3 146 |
+ 53 % |
6 |
Exeed |
2 903 |
1 405 |
4 412 |
+ 107 % |
7 |
Omoda |
2 619 |
2 143 |
4 839 |
+ 22 % |
8 |
Jaecoo |
1 949 |
1 625 |
2 103 |
+ 20 % |
9 |
Tank |
1 534 |
1 181 |
2 417 |
+ 30 % |
10 |
GAC |
1 295 |
896 |
1 171 |
+ 45 % |