А топ-10 китайских моделей покинули автомобили Chery
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи новых легковых китайских автомобилей в октябре 2025 года. Из 164 тысяч машин на китайский сегмент пришлась 81 тысяча сделок, на 19 тысяч больше, чем в сентябре. При этом продажи большинства ведущих брендов Поднебесной оказались в «плюсе» относительно сентября, а два из них – Haval (26,1 тысячи машин) и GAC (3,1 тысячи) смогли прибавить год к году по 10-20%. В то же время продолжали перетягивать на себя клиентов как китайско-белорусский Belgee (10,8 тысячи сделок), так и попавшие в топ-10 новые российские марки – Solaris (5,8 тысячи) и Tenet (8,6 тысячи). Последний бренд, забрав клиентов у Chery, способствовал тому, что доля «китайцев» на нашем рынке по итогам октября сократилась с 54% до 49%.
Октябрь прошлого года позволил нарастить объемы бизнеса многим авторетейлерам. Тогда покупателей в легковом сегменте нашли 168 тысяч машин. В 2025 году продажи второго месяца осени развивались по схожему сценарию, когда после неплохого сентября (121 тысяча сделок) дилеры пережили более яркий всплеск интереса к покупкам автомобилей. В октябре было реализовано 164 тысяч легковых машин. Это на 35% больше, чем в сентябре и всего на 2% меньше, по сравнению с очень успешным октябрем прошлого года. Свою роль сыграли новостной фон о внеочередном повышении утилизационного сбора, снижение ставки ЦБ до 16,5%, рост кредитных и лизинговых сделок и средства, высвобождаемые с депозитов.
В китайском сегменте лидерство упрочила марка Haval - 26,1 тысячи сделок. Это в полтора раза больше, чем месяц назад, и на 9% выше результатов октября прошлого года. Если бы ведущая марка Поднебесной продвигалась схожими темпами весь год, то к концу декабря могла бы выйти на продажи в 300 тысяч машин. Однако пока это лишь компенсация провалов первых трех кварталов. За 10 месяцев реализовано 136 тысяч автомобилей и по итогам года этот объем может возрасти до 180 тысяч. Кассу марке, как и в прежние времена, делает тульский кроссовер Haval Jolion (9,2 тысячи). Однако относительно прошлого года его объемы бизнеса сжались на 19%. Зато наиболее доступная модель семейства, калужский паркетник Haval M6 (6,2 тысячи сделок), напротив, привлекает все больше клиентов (+69%).
В октябре сильно увеличились продажи и у Geely (14,2 тысячи машин, + 46% к сентябрю). Однако здесь нельзя говорить о росте бизнеса локализованных товаров, так как именно эта марка стала осенью лидером по объемам завоза частными продавцами. Для импорта в Россию чаще всего выбирали кроссоверы моделей Monjaro и Atlas. Как только все они будут реализованы, продажи Geely в нашей стране снова рискуют снизиться ниже 10 тысяч машин в месяц.
К этому стоит прибавить тот факт, что почти те же товары, но с белорусского завода Belgee, продолжали набирать в России популярность. В октябре по Belgee было зарегистрировано 10,8 тысячи сделок (+29% к сентябрю, + 148% год к году). Причем на этот раз в бестселлеры марки записан кросссовер среднеразмерного класса Belgee X70 (5,4 тысячи машин). За год его продажи выросли почти пятикратно, за месяц – на 96%. Цены на него осенью оказались едва ли не самыми привлекательными в сегменте, автомобиль продавали за 2,5 миллиона рублей. А вот наиболее доступный кроссовер марки, Belgee X50, немного просел в продажах (4,2 тысячи «штук», - 24%). У дилеров остались только наиболее дорогие комплектации. Завод в городе Борисов, похоже, не ожидал такого спроса на эту модель.
В свою очередь Chery продолжила сокращать объемы российского бизнеса (6,6 тысячи сделок). В октябре марка оказалось единственной в китайском сегменте, чьи продажи сжались и относительно сентября (-18,2%), и особенно относительно октября 2024 года (-57%). В топ-10 моделей лидеров нет больше ни одного Chery.
Зато они есть у «дочерней» марки Tenet, которая, как мы и прогнозировали, семимильными шагами поднимается в рейтинге популярности. В октябре с результатом в 8,6 тысячи машин (+ 322% к сентябрю) и долей рынка в 5,2% Tenet стал пятым в общем зачете продаваемых в России легковых автобрендов. Базовую модель Tenet T4 (она же Chery Tiggo 4) выбрали 4,3 тысячи клиентов, Tenet T7 (он же Tiggo 7) – 3,6 тысячи. К «китайцам» ввиду российского происхождения Tenet мы не относим.
Пятерку марок Поднебесной, как и месяц назад, замкнул Changan (6,4 тысячи сделок). Относительно сентября заметна небольшая прибавка объемов (+13%). Однако она значительно ниже динамики рынка в целом. Бренду из Чунцина в России по-прежнему остро не хватает маркетингового продвижения.
Впрочем, дуэт родственных Chery марок Omoda (3,4 тысячи) и Jetour (3,1 тысяча) едва ли можно обвинить в недостатке рекламы. Однако их динамика относительно предыдущего месяца и вовсе близка к нулевой.
На этом фоне рост октябрьских продаж GAC (3,1 тысячи сделок, + 39% за месяц), Exeed (2,9 тысячи, +75%) и Tank (2,3 тысячи, + 52%) по отношению к сентябрю может служить предметом для подражания. У первой марки покупатели распробовали полноприводные версии новых кроссоверов GS4. У второй и третьей погоду сделали скидки, превышающие нередко 1,2 миллиона рублей.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«Всего в октябре в легковом сегменте было заключено 164 тысяч сделок. Рынку не хватило лишь 2% объемов, чтобы поставить рекорд продаж за последние 4 года. На китайский сегмент (без учета Belgee) пришлось 49%, на 5 п.п. меньше, чем по итогам сентября 2025 года. При этом ноябрь едва ли повторит успех. Уже в конце октября стало заметно, что в ряде брендов практически полностью исчезли машины 2024 года выпуска. А на популярные модели 2025 года стала возникать очередь на две-три недели. В этом свете дистрибьюторы уже отменили немало поддержек и увеличили ценники на машины «свежего» модельного года. Тем не менее складские запасы еще далеки от своего исчерпания. Можно предположить, что ноябрь будет закрыт на уровне в 140-145 тысяч машин, в том числе порядка 70 тысяч «китайцев». На фоне провалившегося ноября 2024 года это будет означать рост год к году на 20-25%».
Продажи ведущих китайских марок в октябре 2025 года
|
|
Бренд |
Продажи в октябре 2025, шт. |
Продажи в сентябре 2025, шт. |
Продажи в октябре 2024, шт. |
Динамика, октябрь 2025 / сентябрь 2025, %
|
Динамика, октябрь 2025 / октябрь 2024, % |
|
1 |
Haval |
26 125 |
16 669 |
23 885 |
+ 56,7% |
+ 9,4% |
|
2 |
Geely |
14 238 |
9 733 |
17 675 |
+ 46,3% |
- 19,4% |
|
3 |
Belgee* |
10 780 |
8 347 |
4 352 |
+ 29,1% |
+ 147,7% |
|
4 |
Chery |
6 566 |
8 024 |
15 168 |
- 18,2% |
- 56,7% |
|
5 |
Changan |
6 369 |
5 647 |
10 482 |
+ 12,8% |
- 39,2% |
|
6 |
Omoda |
3 427 |
3 178 |
4 197 |
+ 7,8% |
- 18,7% |
|
7 |
Jetour |
3 120 |
3 089 |
4 027 |
+ 1,0% |
- 23,5% |
|
8 |
GAC |
3 094 |
2 222 |
2 578 |
+39,2% |
+ 20,0% |
|
9 |
Exeed |
2 874 |
1 647 |
3 428 |
+74,5% |
- 16,2% |
|
10 |
Tank |
2 318 |
1 527 |
2 777 |
+51,8% |
- 16,5% |
*китайско-белорусская марка