
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи «китайцев» в легковом сегменте в августе 2025 года. По данным AEB, за последний месяц лета было реализовано 125 тысяч легковых и LCV автомобилей. Это на 18% меньшее, чем год назад, но на 1% или на 1,2 тысячи машин больше, чем в июле текущего года. В самом «урожайном» месяце авторитейла прирост продаж обеспечили Haval и Belgee. Из них первая марка показала наиболее существенный подъем за месяц (+ 22%), в то время как китайско-белорусская Belgee впервые обогнала Changan и собирается вытеснить из топ-3 материнскую Geely. Сентябрь продолжит приятный тренд и поднимет объемы авторитейла выше 130 тысяч сделок. Этому помогут закончившийся сезон отпусков, приток денег с вкладов, а также поддержки F&I и квартальные бонусы импортеров.
Летние месяцы редко могли отличиться «урожайностью». Но в текущем году август вслед за июлем продолжил ставить рекорды продаж. Он привел в салоны порядка 125 тысяч покупателей. Этого хватило, чтобы стать лучшим месяцем 2025 года. Впрочем, до прошлогодних значений все еще далеко. Хотя бы приблизиться к показателям августа 2024 года пока не удалось. Тогда на волне страхов о скором внеплановом повышении утилизационного сбора было раскуплено больше 152 тысячи машин.
В августе «двигателем прогресса» служили другие факторы. Ведущие банки ухудшили условия по вкладам. Годовые ставки депозитам предлагают на уровне 13% и ниже, что на 6-7 п.п. ниже, чем еще в начале лета. То есть проценты по депозитам снизились вдвое быстрее, чем ЦБ скорректировал ставку рефинансирования. Немало клиентов завершили стадию накопления и решились на крупные траты. Тренд поддержали и импортеры «китайцев». Субсидирование в ряде марок превращает на сегодня кредитную сделку в рассрочку. Кроме того, есть бренды, которые ввели особые скидки: их дают покупателям с детьми, военным, медработникам, полицейским и госслужащим. Мера, по сути, более действенная, чем господдержка кредитования. Лизинговые компании на фоне оживления рынка также начали смягчать риск-политики, постепенно снижая минимальные авансы и стоимость финансирования.
Haval в последний месяц лета реабилитировался за кратковременную потерю лидерства среди иномарок в июле. В августе бренд реализовал 16 тысяч автомобилей, на 22% больше, чем в июле. Это лучший результат в топ-10. Динамика относительно августа 2024 года (-14%) тоже оказалась заметно лучше рыночной. Главную роль в завоевании кошельков покупателей, как и прежде, играл кроссовер Jolion (6,6 тысячи сделок, +20% к июлю 25 г.) В августе автомобиль впервые обогнал Lada Vesta и стал вторым в абсолютном зачете, уступив лишь Lada Granta. Впрочем, в десятке лучших моделей нашел себя и Haval М6 (3,1 тысячи а/м, +36%). Старт полноценной (со сваркой и окраской) сборки этого вседорожника на втором российском заводе Haval в Калуге помогает дистрибьютору держать «вкусные» цены.
У Chery с поддержками все тоже очень неплохо. Однако цифры продаж августа все-таки демонстрируют падение продаж 18% за месяц - 11,1 тысячи сделок. Год к году падение еще более резкое – 33%. Если раньше у марки было семь суббрендов в России, то летом их число возросло до восьми. Приходя в салон Chery, покупатели теперь видят еще и Tenet. Пока это кроссоверы бейдж-инжиринга моделей Т4, T7 и T8. Все с российской пропиской. Но вскоре палитра будет расширена, а материнская марка рискует потерять лидирующие позиции.
В той же парадигме работает у нас и Geely. Пока 8,7 тысячи сделок хватило, чтобы остаться в топ-3 иномарок. Результат оказался примерно в общей динамике рынка к июлю, но на 40% хуже, чем в августе 2024 года. Локомотив продаж марки, кроссовер Monjaro, несмотря на немалый по китайским меркам трехлетний возраст, все еще неплохо востребован (3,3 тысячи машин, +3% к июлю).
Однако ценовое преимущество все отчетливее переходит от материнской марки к Belgee. Выбрать примерно тот же товар за меньшие деньги решили 7,8 тысячи желающих. Это плюс 20% к июлю 2025 года и 124% к августу 2024 года. В сентябре под маской Belgee S50 в салонах представят еще и седан Geely Emgrand. К концу года белорусско-китайскую марку мы скорее всего увидим в тройке лидеров.
В свою очередь бренд Changan (7 тыс. а/м в августе), напротив, отдалился от пьедестала. Относительно июля результат оказался хуже на 9%, год к году динамика составила минус 37%. У марки все относительно неплохо с широтой модельного ряда, но без существенных вложений в маркетинг ей сложно бороться с лидерами. Больше половины продаж снова обеспечил всего один кроссовер – СS55, переименованный недавно в Uni-S.
Суббренды Chery – Jetour (4,5 тысячи а/м), Omoda (3 тысячи) и Exeed (1,6 тысячи) - остались в десятке. Динамика изменения продаж за месяц у них колеблется в районе 2-8 процентов. Год к году в «плюсе» (21%) оказался только Jetour. Впрочем, бич «суббрендирования» не обошел и эту марку стороной. Два ходовых кроссовера – X70 и X90 - набирают популярность еще и под маской Soueast. Осенью к ним присоединится бестселлер Jetour – модель Dashing. У Soueast это будет S06. И наконец, замкнувший топ-10, еще один родственник Chery – марка Jaecoo – реализовал в августе 1,3 тысячи а/м (-14% к июлю, -54% год к году).
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«Так или иначе, общий объем продаж легковых китайских марок в российском авторитейле по итогам августа опять превысил 65 тысяч сделок (без учета китайско-белорусской Belgee), но его доля за счет общего роста рынка чуть снизилась - до 54%. При этом, если прибавить продажи Belgee, то доля китайского сегмента в российском авторитейле достигла уже 60%.
Сентябрь – тот месяц, когда дилеры и дистрибьюторы активизируют бизнес в виду закрытия квартала. Продолжится и рост кредитных и лизинговых продаж. К примеру, количество сделок с заемными средствами в августе оказалось всего на 4% меньше, чем в том же месяце год назад. В первой половине года это отставание превышало 25-30%. В лизинге июль также показал рост в 31% по сравнению с июнем по сделкам – на продолжение тренда рынок надеется и в августе. И наконец, покупателям можно будет верить менеджерам торгового зала, которые будут создавать срочность предстоящим ростом цен. У авторитейлеров существенно сократились запасы машины 2024 года выпуска. В июне на них приходилось 62% продаж, в июле 54%, а августе уже чуть более 30%. Естественно, что все новые автомобили 2025 года не имеют столь же весомых скидок.
Если в сентябре не случится потрясений в экономике и геополитике, а производители сохранят текущий уровень поддержек, то рынок может поставить очередной рекорд текущего года и перешагнуть рубеж в 130 тысяч сделок».
Продажи ведущих китайских марок в августе 2025 года
|
Бренд |
Продажи в августе 2025, шт. |
Продажи в июле 2025, шт. |
Продажи в августе 2024, шт. |
Динамика, август 2025 / август 2024, %
|
Динамика, август 2025 / июль 2025, % |
1 |
Haval |
16 028 |
13 112 |
18 550 |
- 14 % |
+ 22 % |
2 |
Chery |
11 099 |
13 532 |
16 536 |
- 33 % |
- 18 % |
3 |
Geely |
8 689 |
8 374 |
14 484 |
- 40 % |
+ 4 % |
4 |
Belgee* |
7 806 |
6 511 |
3 482 |
+ 124 % |
+ 20 % |
5 |
Changan |
7 010 |
7 693 |
11 064 |
- 37 % |
- 9 % |
6 |
Jetour |
4 485 |
4 408 |
3 707 |
+ 21 % |
+ 2 % |
7 |
Omoda |
2 984 |
2 762 |
4 648 |
- 36 % |
+ 8 % |
8 |
GAC |
2 503 |
2 508 |
1 907 |
+ 31 % |
0 % |
9 |
Exeed |
1 596 |
1 479 |
3 534 |
- 55 % |
+ 8 % |
10 |
Jaecoo |
1 312 |
1 517 |
2 844 |
- 54 % |
- 14 % |
*китайско-белорусская марка