
По данным экспертов Газпромбанк Автолизинга и маркетингового агентства НАПИ в феврале рынок лизинга* новых и подержанных легковых и коммерческих автомобилей упал еще сильнее, чем в январе. Если в первый месяц года падение сегмента автолизинга составило 22% в годовом выражении, то в феврале выдача в лизинг автомобильной техники снизилась почти на 43% по сравнению с февралем 2024 года. В совокупности по итогам января-февраля 2025 года автомобильный лизинг сократился на 34,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Всего за два зимних месяца 2025 года в лизинг было выдано 35,7 тыс. (26 тыс. новых и 9,7 тыс. подержанных) единиц автомобильной техники всех типов против 54,4 тыс. годом ранее (44,7 тыс. новых и 9,7 тыс подержанных ТС).
Отрицательную динамику показали все сегменты, а наибольшее падение наблюдалось в сегменте грузовой техники и прицепов. Лизинг легковых автомобилей снизился на 28,7%, легких коммерческих автомобилей** - на 23,1%), грузовых автомобилей - на 45,4%, прицепов-полуприцепов - на 51,1%. Вырос только лизинг автобусов - на 11,2%, но в количественном выражение выдано всего 0,8 тыс. единиц техники.
Общее падение рынка вновь поддержал сегмент лизинга подержанной техники.
Если рассматривать лизинговые продажи нового и подержанного транспорта по отдельности, то лизинг техники с пробегом за первые 2 месяца 2025 года остался на уровне прошлого года – 9,7 тыс., тогда как спад в лизинговых продажах новой техники без учета лизинга ТС с пробегом оказался еще более очевиден – минус 41,9%.
«В результате доля легковых и коммерческих автомобилей с пробегом превысила четверть от всех выданных в лизинг автомобилей за отчётный период. Годом ранее на долю подержанной техники приходилось только 17,8%. В сегменте б/у техники выросла выдача в лизинг автобусов (на 243,8%), грузовых (на 7,7%) и легковых автомобилей (на 0,1%)», - отметил директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг Николай Фомин.
Выдача в лизинг новой техники сократилась по всем направлениям
А вот выдача в лизинг новой техники сократилась по всем типам автомобилей: падение на 23,7% продемонстрировали лизинговые продажи легкой коммерческой техники, на 34,0% - легковых автомобилей, на 35,7% - автобусов, на 60,1% - грузовой техники и на 61,3% - прицепов.
В лизинг среди легковых автомобилей чаще всего брали отечественную LADA: на нее пришлась почти четверть продаж (24,5%). Самым популярным иностранным брендом стал GEELY, но отрыв от лидера лизингового рынка существенный - всего 8,7%. В пятерке лидеров также оказались CHERY, HAVAL и BELGEE.
В грузовом сегменте рейтинговую таблицу лизинговых фаворитов возглавили KAMAZ, SHACMAN, FAW, SITRAK и MAZ, в легком коммерческом – GAZ, LADA, UAZ, SOLLERS и JAC.
«Интересно, что в структуре лизинга в начале года сократилась доля китайских брендов. На фоне стимулирования спроса на продукцию отечественного автопрома в рамках возобновления программы льготного лизинга Минпромторга доля китайских марок в лизинговых продажах снизилась с 33,7% до 20,8% в сегменте автобусов, с 61,9% до 46 % - среди грузовых и с 54% до 50,6% - среди легковых автомобилей, - отметила директор НАПИ Татьяна Арабаджи.
Проникновение лизинга в общие корпоративные продажи падает
Доля лизинга как финансового инструмента при обновлении корпоративных парков продолжает демонстрировать снижение. При покупке нового транспорта в лизинг по итогам января – февраля 2025 года было оформлено 54,4% легковых автомобилей по сравнению с 61,3% годом ранее и 45,5% легких коммерческих автомобилей (47,9% в январе-феврале 2024 г). Сильнее всего доля лизинга упала на рынке корпоративных грузовых автомобилей - с 62,2% до 40,0% и на рынке прицепов-полуприцепов с 63,7% до 40,7
Выдача в лизинг* новых и подержанных автомобилей, тыс. шт.
Тип ТС |
2024 (февраль) |
2025 (февраль) |
Динамика 2025 (февраль)/2024 (февраль) |
2024 (01-02) |
2025 (01-02) |
Динамика 2025 (01-02)/2024 (01-02) |
Легковые |
15,3 |
9,4 |
-38,5% |
25,3 |
18,0 |
-28,7% |
Грузовые |
7,9 |
3,9 |
-50,5% |
13,8 |
7,6 |
-45,4% |
LCV** |
5,0 |
3,2 |
-35,7% |
7,8 |
6,0 |
-23,1% |
Прицепы-Полуприцепы |
4,0 |
1,8 |
-56,0% |
6,8 |
3,3 |
-51,1% |
Автобусы |
0,4 |
0,3 |
-19,7% |
0,7 |
0,8 |
11,2% |
Всего |
32,6 |
18,6 |
-42,9% |
54,4 |
35,7 |
-34,4% |
Источник: НАПИ
*оперативный и финансовый
** автомобили с полной массой до 6 т. включительно, в т.ч. пикапы.