
По итогам года их продажи могут составить 650-700 тысяч а/м
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи китайских автомобилей в I половине 2025 г. На волне дисконтов китайцы сохранили 55% рынка: на первую десятку популярных марок Поднебесной пришлось 248 тысяч сделок. При этом в июне произошли изменения как в первой десятке в целом, так и в таблице лидеров. В июне падение продаж продемонстрировали все ведущие марки из Поднебесной, за исключением GAC (+28%). По итогам полугодиям в плюсе оказался тот же GAC (+3%) и Jetour (+8%). У остальных снижение бизнеса составило от 9% до 57%. Если к сентябрю ежемесячные объемы авторынка не восстановятся до 130 тысяч сделок, то по итогам года рынок легковушек не превысит 1,2 миллиона «штук», в том числе 650-700 тысяч по китайским маркам.
Результаты полугодия оказались ниже прогнозируемых. Авторитейл за это период не досчитался более 100 тысяч сделок – было реализовано 569,1 тысячи автомобилей или на 26% меньше по сравнению с первым полугодием 2024 года (773,1 тысячи легковых и LCV а/м). Динамика была бы еще хуже, если бы не относительно неплохие продажи пикапов (10,1 тысячи а/м) и коммерческой техники массой до 3,5 тонн (37,4 тысячи).
Так, дилеры Haval реализовали за полгода 64 тысячи автомобилей. Это на 22% меньше, чем в январе-июне 2024 года. Причем за первый летний месяц объемы бизнеса марки опустились ниже 10 тысяч сделок. Потери относительно июня прошлого года составили 40%. На этом фоне дистрибьютор в начале июля успел понизить цены. На 50-100 тысяч рублей на базовые наиболее доступные кроссоверы, до 400 тысяч – на большие внедорожники бренда в топовых комплектациях.
Марка Chery также смогла записать в актив на 23% меньше сделок (55,3 тысячи), чем годом ранее. Но с глобальным увеличением дисконтов импортер пока не спешит. Обновленный паркетник Chery Tiggo 4 был вполне тепло принят публикой, а запасы дорестайлинговых версии еще отнюдь не иссякли. В итоге суммарно «четверка» разошлась тиражом в 21,5 тысячи «штук» и почти не потеряла в популярности. Еще примерно столько же сделок (22 тысячи) пришлось на «семерку». Суммарно два кросовера обеспечили Chery почти 80% продаж. А вот «восьмерки» теряли клиентов – 5,1 тысячи сделок. Это более чем двукратное снижение объемов. Недавно дистрибьютор спешно скорректировал прайс на эту модель на 380 тысяч рублей.
В рамках полугодия место на пьедестале смогла сохранить и Geely – 35,6 тысячи машин. Однако здесь падение бизнеса оказалось более весомым по сравнению с конкурентами - на 49%. Более того, в июне марка не смогла удержаться в тройке лидеров (6,1 тысячи сделок) и уступила позицию Changan (6,3 тысячи сделок за июнь, 29,1 тысячи за полугодие). При этом общие размеры скидок только от импортера Geely сейчас находится едва ли не на самом высоком уровне за последние пару лет. На бестселлер марки Monjaro они превышают 700 тысяч рублей, на седан бизнес-класса Preface – 500 тысяч, на субкомпактный паркетник Coolray – до 380 тысяч.
В рамках первой десятки марок из Поднебесной удержался также Jetour (15,7 тысячи машин). Вместе с GAC (7 тысяч сделок) они образовали редкий дуэт тех китайских «фамилий», которые смогли хотя бы немного (3-8%)прибавить наперекор рынку. Другой вопрос, что случилось это благодаря низкой базе прошлого года. При этом шансы на дальнейший рост у обеих марок все еще сохраняются. Маркетологи в обоих случаях постарались расширить модельный ряд на 5-6 машин.
В свою очередь дилеры Omoda (13,4 тысячи сделок) потеряли почти половину клиентов. Расширение модельного ряда здесь помогает слабо. Как показал опыт недавно представленного кроссовера C7, дорогие модели продаются далеко не так хорошо, как планировалось изначально. В мае новинка марки разошлась тиражом 2,3 тысячи «штук», в июне динамика была отрицательной - минус 61%.
Отрицательная динамика наблюдалась также в бизнесе Jaecoo (9,8 тысячи, -9% за полугодие), Tank (8,2 тысячи, -38%) и Exeed (9,7 тысячи). Продажи последнего сократились в июне на 69%, а в рамках полугодия - на 58%.
В целом топ-10 брендов из Поднебесной реализовали за полугодие 248 тысяч автомобилей. На оставшиеся почти полсотни китайских марок пришлось 38 тысяч сделок. В последней группе надо отметить гибриды Li Auto (5,1 тысячи сделок), однако новые пошлины лишили бренд 59% прежних объемов. Как могли, продолжали бороться за покупателей дилеры BAIC, SWM, Knewstar, Voyah, Hongqi, JAC и Kaiyi, довольствуясь в итоге объемами в среднем по 2-3 тысяч реализованных машин на каждую марку. Результаты Zeekr, Wey, Soueast, Evolute и Dongfeng еще скромнее – немногим более тысячи сделок на бренд.
Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг:
«В июле-августе 2024 года ежемесячные продажи легковых машин поднимались до уровня в 135-145 тысяч «штук». Этим летом такие объемы недостижимы. Впрочем, шанс улучшить текущие показатели все же есть. При удачном раскладе в июле можно ожидать шестизначных продаж. К этому может привести изменение покупательского поведения на фоне заявлений правительства о внеплановом увеличении утилизационного сбора для всей техники с двигателями выше 160 л.с. Свою роль сыграет и снижение ставок по финансовым продуктам. Население увеличит траты на машины, а бизнес вернется к обновлению автопарков.
Не стоит забывать, что текущие запасы автомобилей на складах не иссякли, а необходимость их финансирования заставляет многих игроков работать с отрицательной маржинальностью. И если ведущие китайские импортеры за счет господдержек и снижения доли прибыли еще долго смогут вести войну дисконтов, то российским маркам приходится сложнее. В Тольятти уже предпочли пересмотреть план производства снизив его на 20%, до 400 тысяч машин.
Так или иначе, можно рассчитывать, что при благоприятном для «китайцев» стечении обстоятельств их объемы в легковом сегменте составят 650-700 тысяч «штук». Это будет заметно ниже, чем в самом удачном для них 2024 году (906 тысяч сделок), но гораздо выше, чем в 2023-м – 539 тысяч автомобилей».
Продажи ведущих китайских марок в I полугодии 2025 года
|
Бренд |
Продажи за I п. 2025 г, шт.
|
Продажи за I п. 2024 г., шт. |
Продажи в июне 2025 г., шт. |
Продажи в июне 2024 г., % |
Динамика, I п. 2025 / I п. 2024, % |
Динамика, июнь 2025 / июнь 2024, % |
1 |
Haval |
64 043 |
82 201 |
9 176 |
15 239 |
- 22 % |
- 40 % |
2 |
Chery |
55 342 |
72 101 |
8 854 |
13 599 |
- 23 % |
- 35 % |
3 |
Geely |
35 592 |
69 817 |
6 147 |
11 095 |
- 49% |
- 45 % |
4 |
Changan |
29 119 |
48 146 |
6 254 |
9 832 |
- 40 % |
- 36 % |
5 |
Jetour |
15 736 |
14 568 |
3 138 |
3 168 |
+ 8 % |
- 1 % |
6 |
Omoda |
13 353 |
25 351 |
1 969 |
5 107 |
- 47 % |
- 61 % |
7 |
Jaecoo |
9 818 |
10 818 |
1 251 |
2 408 |
- 9 % |
- 48 % |
8 |
Exeed |
9 736 |
22 864 |
1 089 |
3 543 |
- 57 % |
- 69 % |
9 |
Tank |
8 217 |
13 254 |
1 141 |
2 294 |
- 38 % |
- 50 % |
10 |
GAC |
6 951 |
6 740 |
1 595 |
1 245 |
+ 3 % |
+ 28 % |