
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи кроссоверов китайских марок, которые претендуют на премиальный статус и стоят при этом 3-4 миллиона рублей. В течение июля 2025 года было реализовано 3,5 тысячи таких внедорожников. Это примерно половина от всех SUV-моделей престижных «фамилий» КНР. При этом только четыре модели – Hongqi HS3 и HS5, Voyah Free и Wey Coffe 01 - продемонстрировали положительную динамику бизнеса, пользуясь в основном эффектом новизны и низкой базой продаж относительно июля 2024 года. Однако в целом сегмент престижных «китайцев» в июле получил на 35% меньше покупателей, чем год назад, а его рыночная доля сократилась с 7,8% до 5,8%.
Товар, который умеет выглядеть дороже, чем стоит, продает себя сам. Это высказывание вполне справедливо и по отношению к китайским внедорожникам, претендующим на премиальный сегмент. Еще несколько лет назад в нашей стране не знали о многих марках из Поднебесной, которые сегодня стараются попасть в список самых престижных. Наиболее востребованы из них модели в сегменте 3-4 миллионов рублей, то есть те, что стоят в два-три раза меньше по сравнению с признанными лидерами «премиумов» из Германии или Японии.
Так, к примеру, премиальный суббренд Changan - марка UNI - с прошлого года продает у нас сразу несколько внедорожников, которые не имеют прямых аналогов среди автомобилей материнского подразделения. Самый компактный в гамме кроссовер – модель Uni-T - логично оказался и самым доступным. За машины 2025 года просят чуть больше трех миллионов рублей. Версии, выпушенные в 2024 году, могут помочь покупателям сэкономить до полумиллиона. Яркую, нарочито спортивную внешность в любом случае дополняет максимальная скорость выше 200 км/ч. В то же время на волне новизны машина продавалась заметно лучше, чем сейчас. В июле было реализовано 437 паркетников Uni-T, почти в полтора раза меньше, чем год назад.
Его не менее симпатичный, но гораздо более крупный собрат Uni-K, также снизил темпы бизнеса – всего 501 реализованный в июле 2025 года автомобиль (-58% к июлю 2024 года) Авторитейлеры отмечают, что для роста бизнеса как по отдельным кроссоверам Uni, так и по марке в целом, сильно не хватает маркетингового продвижения. Своими силами дилерам организовать его в текущих условиях особенно затруднительно.
В свою очередь самый компактный паркетник марки Exeed - модель LX (401 сделка в июле), и более крупный автомобиль той же «фамилии» Exeed TXL (244 сделки), хотя и продолжают занимать тот же сегмент в 3-4 миллиона рублей, но интерес покупателей теряют еще с большей силой. Похоже, что клиенты оказались не очень довольны наценкой за слегка видоизменные модели Chery. Возможно, что июльское падение продаж в 60-70% позволит дистрибьютору сделать правильные выводы.
В тройке лидеров по привлекательности цены (от 3,29 миллионов), но отнюдь не по объему продаж в сегменте (98 автомобилей в июле), оказался среднеразмерный кроссовер Hongqi HS3. На низкой базе прошлого года динамика выглядит очень уверенной (+444%). Однако инвесторы наверняка рассчитывали на более внушительные абсолютные цифры. Тем более что в арсенале автомобиля есть отличные ходовые качества и динамика под стать классу (6,9 с, 210 км/ч). Возможно, что клиенты эту машину попросту пока не распробовали. Звание бестселлера бренда по-прежнему носит чуть более крупный и дорогой (3,78 миллиона) кроссовер марки - Hongqi HS5 (331 а/м, + 32%).
Марка Zeekr продолжает играть роль суббренда недешевых «электричек» от Geely. Роль первой скрипки (180 сделок в июле) в модельной гамме бренда давно завоевал кроссовер Zeekr 001: ценник почти в пять миллионов ему в этом амплуа совсем не мешает. При этом гораздо более доступный паркетник Zeekr X мог бы привлечь прайсом от 3,31 миллиона. Но форм-фактор «чистой» электрички в компактном экстравагантном кузове неплохо продавал себя только на волне новизны. Большинство тех, кто хотел такую машину, купили ее в прошлом году и ранее. В июле 2025 года клиентов нашли всего 20 «иксов», на 76% меньше, чем год назад.
И наконец, в наш топ-10 премиальных кроссоверов попали два гибрида – Wey Coffe 01 (87 сделок) и Voyah Free (554 сделки); которые в июле можно было приобрести в рамках 4 миллионов, и рамный внедорожник Tank 300 от 3,8 миллиона рублей (786 автомобилей).
Александр Корнев, начальник Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«В целом, во втором месяце лета продажи китайских кроссоверов с претензией на премиальный статус оставались на неплохом уровне, но продолжали падать относительно аналогичного периода прошлого года. Всего было реализовано 6,9 тысячи таких машин 43 моделей. Это на 35% меньше, чем год назад. При этом их доля на рынке в июле составила 5,8%, (- 2 п.п.). И в ближайшие месяц-два тренд вряд ли изменится. Однако с принятием мер по увеличению утилизационного сбора чаша рыночных весов может опять склониться в пользу роста сегмента премиальных «китайцев».
Кроме того, дистрибьюторы марок из Поднебесной, похоже, верно нащупали тот ценовой диапазон, за которым спрос резко снижается. И ради сохранения доли на рынке едва ли будут экспериментировать с поиском «потолка» покупательского интереса. У тех, кто хотел бы иметь кроссовер, который будет выделяться на фоне автомобилей массового сегмента более яркой внешностью, чуть лучшими материалами отделки и щедростью оснащения, пока остается шанс сделать выгодное приобретение из списка ниже».
Топ-10 премиальных кроссоверов КНР ценой 3-4 миллиона рублей
|
Модель автомобиля |
Минимальная цена, млн руб*. |
Продажи в июле 2025 г, шт. |
Продажи в июле 2024 г, шт. |
Динамика продаж, % |
1 |
Uni-T |
3,07 |
437 |
849 |
- 49 % |
2 |
Exeed LX |
3,17 |
401 |
1 092 |
- 63 % |
3 |
Hongqi HS3 |
3,29 |
98 |
18 |
+ 444 % |
4 |
Zeekr X |
3,31 |
20 |
85 |
- 76 % |
5 |
Uni-K |
3,54 |
501 |
1 201 |
- 58 % |
6 |
Exeed TXL |
3,55 |
244 |
832 |
- 71 % |
7 |
Hongqi HS5 |
3,78 |
331 |
251 |
+ 32 % |
8 |
Tank 300 |
3,8 |
786 |
1 652 |
- 52 % |
9 |
Wey Coffe 01 |
3,99 |
87 |
14 |
+ 521 % |
10 |
Voyah Free |
3,99 |
554 |
432 |
+ 28 % |
* в июле 2025 г.