Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи в авторитейле в ноябре 2025 года. Последний месяц осени не смог повторить успеха предшественника и отметился 126 тысячами сделок (-23% к октябрю 2025). В то же время к ноябрю 2024 была зафиксирована прибавка объемов (+6%). В свою очередь в китайском сегменте можно было наблюдать в основном отрицательную динамику (56 тысяч сделок, - 31% к октябрю). В топ-10 марок в «плюсе» оказалась только Li Auto. Ее гибриды раскупали на 29% лучше, чем месяцем ранее.
Ноябрь вернул рынок примерно к тем же значениям, которые фиксировались в нашем авторитейле в августе и сентябре текущего года. В легковом сегменте было реализовано 126,1 тысячи автомобилей. Это на 23% меньше, чем в октябре, и на 6% больше год к году.
В то же время в китайском сегменте можно было наблюдать неожиданно резкую отрицательную динамику. Даже традиционно самый успешный Haval потерял за месяц 31% покупателей, а общее количество сделок по марке немного не дотянулось до отметки в 18 тысяч. Бестселлер марки, кроссовер Jolion, на этот раз стал тем якорем, который сильно потянул объемы продаж вниз – 6,3 тысячи сделок (-32% к октябрю 25). Хотя на фоне провального ноября 2024 года все же можно было заметить небольшой рост (+11%). По отношении к самому доступному вседорожнику марки Haval M6 (3,7 тысячи машин) покупатели тоже стали гораздо менее благосклонны (-41%). Разве что на фоне низкой базы прошлого года результат опять-таки выглядит положительно (+20%).
В отличие от Haval марка Geely по-прежнему не спешит объявлять о каких-либо шагах по локализации производства в России. Большая часть товаров марки продолжала продаваться в более высоком ценовом диапазоне 3-5 миллионов рублей. Тем не менее за счет новой волны роста популярности неустаревающего кроссовера Geely Monjaro (4,1 тысячи сделок, + 36% к ноябрю 2024 г.) динамика продаж марки в целом не выглядела драматически провальной (9,7 автомобилей, - 5% к ноябрю).
Все это происходило к тому же на фоне того, что ее китайско-белорусский суббренд Belgee продолжал наращивать объемы по отношению к прошлому году (8,3 тысячи сделок, + 23%). В помощь кроссоверам X50 и X70 был добавлен седан S50. Последнюю модель второй месяц подряд выбирают более тысячи клиентов.
При этом между двумя ведущими на нашем рынке «китайцами» в ноябре впервые оказалась российская марка Tenet. Она вышла на объемы 9,9 тысячи сделок, которые обеспечили две модели паркетников – T4 и T7. В ноябре их приобрело примерно равное количество покупателей – по 4,5 тысячи. Еще порядка 900 клиентов выбрали более крупный Tenet T8.
Все это хорошо знакомые в России кроссоверы Chery. С одной стороны, эта марка отмечает в декабре текущего года 20-летие бизнеса в России, с другой – по итогам ноября она едва не покинула топ-10 ведущих брендов (3,2 тысячи сделок, -71% год к году) и откатилась на пятое место среди «китайцев».
Бренд Changan в ноябре оказался в рейтинге популярности на четвертом. В России купили 4,8 тысячи автомобилей из Чунцина. Это на 22% больше, чем год назад, но на 24% меньше, чем месяцем ранее. Несмотря на обилие моделей, почти половину продаж бренда в России продолжал обеспечивать всего один кроссовер – Changan Uni-S. Если бы не довольно высокий ценник в 3-3,2 миллиона рублей, поклонников у этого автомобиля наверняка было бы заметно больше.
Марки Jetour, Exeed, Tank и GAC также сумели удержаться в десятке наиболее востребованных. Однако для этого им хватило совсем немного сделок за месяц – 1,7-2,2 тысячи. По отношению к октябрю все показали примерно одинаковую отрицательную динамику – 20-30%.
И наконец, еще один представитель Поднебесной – Li Auto – оказался единственным брендом, который в ноябре раскупали активнее, чем в октябре (1,8 тысячи сделок, + 29%). C декабря все гибриды подорожали в России больше, чем их обычные бензиновые товарки. Многие из тех, кто имеет такую возможность, постарались ускорить покупку по старым ценам. Это и сделало «кассу». Впрочем, уже в январе-феврале рынок ждет едва ли не самый сильный провал этого сегмента.
Николай Фомин, директор департамент продаж Газпромбанк Автолизинг:
«Похоже, что большинство тех клиентов, которые спешили совершить покупку на фоне декабрьского внепланового повышения утилизационного сбора, сделали это в октябре. И ноябрь 2025 года пошел примерно по тому же сценарию, который был в нашем авторитейле год назад. Однако есть предпосылки, что показатели декабря будут традиционно чуть лучше и все же позволят рынку подняться выше отметки в 130 тысяч сделок.
Срочность покупки могут создать не только традиционная активизация корпоративных клиентов под занавес года, но и ряд новшеств фискальной политики, которые непременно отразятся на ценах в начале 2026 года. Прежде всего, это повышение НДС до 22%, коррекция лимитов упрощенной системы налогообложения и теперь уже плановый январский рост утильсбора. В итоге в декабре рынок может показать рост год к году примерно в 8%. А по итогам всех 12 месяцев, как мы и прогнозировали, в легковом сегменте будет реализовано чуть больше 1,3 миллиона новых машин.
Из них на тех «китайцев», которые продолжают продаваться в России под изначальными «фамилиями», придется порядка 670-675 тысяч сделок. То есть примерно на четверть меньше, чем год назад. И хотя в ноябре доля таких машин сжалась уже до 44%, по итогам года в целом за автомобилями Поднебесной все же останется порядка 52% рынка, на 6 п.п. меньше по отношению к 2024 году».
Продажи ведущих китайских марок в ноябре 2025 года
|
№ |
Бренд |
Продажи в ноябре 2025, шт. |
Продажи в октябре 2025, шт. |
Продажи в ноябре 2024, шт. |
Динамика, ноябрь 2025 / октябрь 2025, %
|
Динамика, ноябрь 2025 / ноябрь 2024, % |
|
1 |
Haval |
17 957 |
26 135 |
15 423 |
- 31% |
+ 16 % |
|
2 |
Geely |
9 662 |
14 222 |
10 149 |
- 32% |
- 5 % |
|
3 |
Belgee* |
8 322 |
10 784 |
3 167 |
- 23 % |
+ 23 % |
|
4 |
Changan |
4 566 |
6 089 |
5 933 |
- 24 % |
+ 22 % |
|
5 |
Chery |
3 160 |
6 560 |
11 048 |
- 52 % |
- 71 % |
|
6 |
Jetour |
2 226 |
3 136 |
2 596 |
- 29 % |
- 14 % |
|
7 |
Exeed |
2 181 |
2 862 |
2 053 |
- 24 % |
+ 6 % |
|
8 |
Li Auto |
1 843 |
1 433 |
1 848 |
+ 29 % |
0 % |
|
9 |
Tank |
1 805 |
2 295 |
2 005 |
- 21 % |
- 11 % |
|
10 |
GAC |
1 747 |
2 518 |
1 816 |
- 31 % |
- 4 % |
*китайско-белорусская марка