Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали результаты продаж китайских марок в 2024 году в сравнении с первоначальными планами. За 10 месяцев в России было реализовано 789,3 тысячи легковых и LCV китайских машин. По итогам года количество проданных в России автомобилей из КНР впервые в истории нашего авторитейла превысит миллион, а ожидаемая доля в легковом сегменте составит около 63%. Тем не менее, амбиции многих брендов из этой страны в начале года были гораздо выше, но общеэкономическая ситуация внесла свои коррективы. В результате первоначальные планы продаж выполняют только пять марок: Haval, Jetour и GAC оказались наиболее близки к расчетным цифрам, а Geely и Jaecoo перестраховались.
По предварительным оценкам в текущем году в России будет реализовано порядка миллиона китайских машин, при этом осенью активно шел как экспорт из КНР (более чем по 100 тысяч таможенных деклараций заполнялось в сентябре и октябре), так развивалось и местное производство.
Заметный рост бизнеса «китайцев» в прошлом году многие приняли как должное. Напомним, что Chery реализовали в России 2023 году 210 тысяч автомобилей четырех брендов. Продажи марок, входящих в концерн Great Wall, составили 140 тысяч машин. Более 94 тысяч сделок записали на свой счет Geely, 47 тысяч контрактов заключили в Changan. Суммарно китайские марки продали в прошлом году в России 538,5 тысячи автомобилей и заняли в легковом сегменте долю в 51,2%.
Естественно, никто не собирался останавливаться на достигнутом и в конце 2023 года китайские марки презентовали дилерам планы на 2024 год. В этом сегменте должно было быть заключено минимум 1,2 миллиона сделок только через официальные дистрибьюторы. Так, Changan настроился реализовать 180 тысяч новых машин, Haval — 200 тысяч. Столько же на свой счет собирались записать и в Chery, не считая 120 тысяч сделок по родственным Omoda и Exeed. Еще 40 тысяч должны были продать те, кто купил франшизы Jetour, 30 тысяч запланировали для Kaiyi, 18 тысяч —для Jaecoo. Получается, что только группа Chery планировала в 2024 году получить в России более 400 тысяч новых клиентов.
По итогам 10 месяцев текущего года пока только пять марок из всех китайских компаний выполняют намеченные планы. Причем две из них — Geely и Jaecoo — перестраховались в планировании, а еще три бренда — Haval, Jetour и GAC — оказались наиболее близки к расчетным цифрам. Более десятка компаний не выполнят годовой план даже наполовину.
Так, по итогам продаж Haval можно судить о том, что эта марка наиболее точно подошла к бюджетированию. С января по октябрь ее клиентами было зарегистрировано 161,1 тысячи машин. При сохранении динамики бизнеса план в 200 тысяч будет перевыполнен примерно на 3%. Марка Chery, сохраняющая пока «серебро» в общем зачете, недосчитается порядка 35 тысяч сделок или 17% плана. В то же время Geely годовой план закрыла еще по итогам трех кварталов. За 12 месяцев он может оказаться перевыполнен примерно в 1,5 раза.
В топ-10 лучших марок по объемам продаж примерно в таких же масштабах (+55%) план перевыполнит марка Jaecoo. Есть большие шансы, что владельцев в этом году найдут порядка 19 тысяч кроссоверов этого бренда. Скорее всего лишь немного (порядка 5%) «не доберут» до намеченных целей авторитейлеры GAC и Jetour.
Дилеры всех остальных официальных марок запланированных дистрибьюторами объемов продаж не достигнут. У бренда Changan ожидается отклонение от годового от плана на треть (-36%), у Tank — на 29%, у Exeed — на четверть (-25%). Omoda скорее всего выйдет на объемы в 53 тысячи сделок (-12% от плана).
В то же время среди китайских компаний, расположившихся во втором эшелоне по объемам бизнеса, ни одна пока не смогла выйти на уровень продаж в 10 тысяч сделок. В этом свете JAC, даже с учетом относительно неплохо принятых в России пикапов, годовой план не выполнит примерно на 40-45%. FAW не досчитается больше половины клиентов, в Hongqi — почти трети планируемых сделок. BAIC, рассчитывавший изначально продать 50 тысяч машин, выполнит задачу лишь на 20%. Едва ли большего стоит ожидать и в Livan. И наконец, DFM, Wey и Ora едва ли стоит рассчитывать на продажи больше, чем 1,5-2 тысячи машин в год, что соответствует при примерно 10% годового плана.
Так или иначе, по предварительным оценкам в текущем году в России будет реализовано порядка миллиона китайских машин, а доля их в легковом сегменте составит около 63%. При этом осенью активно шел как экспорт из КНР (более чем по 100 тысяч таможенных деклараций было заполнено в сентябре и октябре), так и развивалось местное производство.
В 2025 году один лишь концерн Great Wall хотел бы реализовать в России порядка 300 тысяч новых автомобилей. Едва ли от нынешней весомой доли рынка откажутся также Chery, Geely и Changan. Как, впрочем, и другие сильные китайские марки. Кроме того, в текущем году официальный бизнес в России запустили еще более десятка брендов из Поднебесной. Среди них — рожденная в Великобритании и перекупленная китайцами MG, родственная DFM компания Oting, определившаяся наконец с дистрибьюторством SWM, а также Avatr, Rox, Soueast, YangWang, VGV и Venucia. По итогам продаж 10 месяцев понятно, что ни один из новичков не продаст за год у нас и пары тысяч машин. Однако конкуренцию за клиента все они в любом случае обостряют, продажи марок могут непредсказуемо размываться, а точность планирования станет для всех еще более сложной задачей.
Топ-10 китайских марок по продажам за 10 месяцев 24 г и отклонение от годового плана
|
Бренд |
Продажи за 10 мес. 2024 г., а/м |
План продаж на весь 2024 г., а/м |
Предполагаемое отклонение от плана*, % |
1 |
Haval City + Pro |
161 153 |
200 000 |
+ 3 % |
2 |
Chery |
134 348 |
200 000 |
- 17% |
3 |
Geely |
131 221 |
110 000 |
+ 50% |
4 |
Changan |
94 461 |
180 000 |
- 36% |
5 |
Omoda |
44 037 |
60 000 |
- 12% |
6 |
Exeed |
36 955 |
60 000 |
- 25% |
7 |
Jetour |
29 784 |
40 000 |
- 5 % |
8 |
Tank |
24 332 |
42 000 |
- 29 % |
9 |
Jaecoo |
22 173 |
18 000 |
+ 55% |
10 |
GAC |
14 257 |
20 000 |
- 5 % |