
Минус 10% в мае по сравнению с апрелем и минус 31% в годовом выражении
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи китайских автомобилей в мае 2025 г. Общий объем бизнеса всех китайских марок не смог «дотянуться» до 50 тысячи сделок. Несмотря на потерю почти десятой части от апрельских объемов в «штуках», общая доля «китайцев» на рынке в мае практически не изменилась – 54%. При этом в первой десятке ведущих брендов из Поднебесной нашлось два, которые на фоне невысоких результатов апреля все же смогли прибавить - Changan (+26%) и Jetour (+6%).
Наметившийся в средине весны тренд по восстановлению авторитейла на авторынке в целом вновь прервался: было реализовано 90,8 тысячи новых легковых машин. Это на 28% меньше, чем год назад, на 10% меньше по сравнению с апрелем 2025 года. Учитывая, что продавцы продолжали давать прежние весомые скидки, а на складах нет недостатка товара, причины падения рынка в целом и китайского сегмента в частности лежат исключительно в сезонности. Несмотря на то, что салоны и маркетплейсы продолжали торговлю беспрестанно, большинство клиентов предпочитали использовать дни отдыха по назначению.
Haval, наиболее популярная в России марка из Поднебесной, пережила не лучший месяц. Она смогла продать 10,6 тысячи автомобилей. Это на 18% меньше, чем в апреле 2025 года, и на 24% по сравнению с прошлогодним маем. Два наиболее популярных кроссовера бренда – Haval Jolion и Haval M6 - смогли на двоих добиться немногим меньше семи тысяч сделок, 65% от общего объема продаж марки. Тем не менее в салоны за этими машинами пришло почти на две тысячи меньше клиентов, чем в апреле. При этом М6 уже четвертый месяц продают с российским паспортом: его сборку организовали на бывшем заводе Peugeot-Citroen под Калугой. К началу июня предприятие отчиталось о выпуске 10 тысяч машин. Постепенно их доля в бренде будет расти, так как марке будет проще удерживать на них более привлекательные цены.
В свою очередь «семерки» и «четверки» от Chery также продолжали раскупать в мае тысячами. Это позволило бренду в целом реализовать 9,8 тысячи машин (-10% к апрелю 2025 года, -25% к маю 2024 года). Причем падение случилось в основном за счет автомобилей седьмой серии (2,8 тысячи «штук», -32% к апрелю). Chery Тiggo 4 сохранил объемы бизнеса на апрельском уровне (4,4 тысячи сделок). Кроме того, дилеры отмечают, что все больше Tiggo 4 и Tiggo 7 приходят к ним с российскими VIN-номерами. Похоже, что немало автомобилей из этих партий еще в марте планировали выпускать на рынок с логотипами Tenet. Однако пока с процессом ребейджинга решили повременить, но отнюдь не отложить совсем.
Традиционно замкнувшая тройку лидеров Geely записала на свой счет 6,3 тысячи сделок (-5% к апрелю; -39% к маю 2024 года). Бестселлер прежний – популярный и на родине, и у нас кроссовер Geely Monjaro (2,4 тысячи сделок, -7%). Марка могла бы быть на ступеньку выше на майском пьедестале, если бы в общую статистику ее продаж, как и в прежние годы, включали паркетники, отданные Belgee (3,6 тысячи машин, -8%).
Несмотря на то, что Changan остался за рамками подиума востребованных иностранных «фамилий», это одна из двух марок, которая закрыла месяц с положительным результатом (5,6 тысячи машин, + 26%). Впрочем, рост динамики бизнеса был обеспечен не столько сколько-нибудь выдающимися результатами отделов продаж, сколько не очень удачным апрелем. Год к году динамика у марки при этом, к сожалению, одна из самых плачевных из ведущих брендов (-42 %). Чтобы реально теснить игроков первой тройки, Changan, вероятно, следует усилить маркетинговое продвижение.
Вторым брендом «в плюсе» по сравнению с апрельскими показателями этого года оказался Jetour (3,4 тысячи машин, + 6%, и +8 год к году). На его ведущий кроссовер Dashing дисконт в мае мог превышать миллион рублей.
В десятке лучших смогли сохранить себе место Omoda (2,2 тысячи автомобилей), Jaecoo (1,6 тысячи), Tank (1,3 тысячи) и Exeed (1,2 тысячи). При этом последний бренд потерял сразу 58%. В мае марке особенно не доставало корпоративных клиентов. У нее же, к сожалению, наибольшая отрицательная майская динамика в годовом выражении (-69%).
И наконец, довольно близко к топ-10 оказался Li Auto – 986 сделок, всего на одну меньше к апрелю. Но год назад машины марки продавались почти вдвое лучше.
Руслан Колесников, заместитель директора департамента по развитию розничных продаж Газпромбанк Автолизинг:
«В целом на первую десятку чайна-марок пришлось немногим более 43 тысяч сделок (без учета китайско-белорусской Belgee), еще порядка шести тысяч покупателей поделили между собой более 30 китайских брендов второго эшелона. Несмотря на потерю почти десятой части от апрельских объемов в «штуках», общая доля «китайцев» на рынке в мае практически не изменилась – 54%. Примерно такой же она наверняка останется и в июне. Хотя психологическая отметка в 50 тысяч сделок будет скорее всего преодолена.
После очередного планового заседания ЦБ РФ, состоявшегося 6 июня, ставка рефинансирования оказалась понижена до уровня в 20%. Это дает рынку надежду на хотя бы небольшое оживление кредитных продаж. В мае на заемные средства клиенты покупали только порядка 40% новых машин. И то только потому, что немало ведущих китайских марок продолжали сохранять серьезные поддержки F&I. В свою очередь, лизинг новых легковых автомобилей снизился за первые четыре месяца с начала года на 40%. Из всех оформленных бизнесом с начала года легковых автомобилей 47% было приобретено с помощью лизинга (54% - годом ранее).
В ближайшие месяцы динамика продаж авторитейла скорее всего не сможет изменить тренда. Летом 2024 года рынок находился на достаточно высоком уровне в 130-140 тысяч ежемесячных сделок. В июне 2025 года такой результат будет недостижим. Средний объем рынка опять может оказаться как минимум на четверть меньше своих прошлогодних значений. Тем не менее, именно в первом летнем месяце активность продавцов наверняка может немного повыситься ввиду предстоящих квартальных бонусов. А общий объем авторитейла имеет больше шансов превысить отметку в 100 тысяч сделок».
Продажи ведущих китайских марок в мае 2025 года
|
Бренд |
Продажи в мае 2025 года, шт.
|
Продажи в апреле 2025 года, шт. |
Продажи в мае 2024 года, шт.
|
Динамика, май 2025/ май 2024, %
|
Динамика, май 2025/ апрель 2025, % |
1 |
Haval |
10 623 |
12 922 |
14 023 |
-24 % |
- 18 % |
2 |
Chery |
9 780 |
10 860 |
13 029 |
- 25 % |
- 10 % |
3 |
Geely |
6 299 |
6 660 |
10 273 |
- 39 % |
- 5 % |
4 |
Changan |
5 639 |
4 490 |
9 798 |
- 42 % |
+ 26 % |
5 |
Belgee* |
3 612 |
3 909 |
3 601 |
0 % |
- 8 % |
6 |
Jetour |
3 356 |
3 166 |
3 100 |
+ 8 % |
+ 6 % |
7 |
Omoda |
2 235 |
2 619 |
4 794 |
- 53 % |
- 15 % |
8 |
Jaecoo |
1 567 |
1 949 |
2 278 |
- 31 % |
- 20 % |
9 |
Tank |
1 326 |
1 501 |
2 133 |
- 38 % |
- 12 % |
10 |
Exeed |
1 218 |
2 903 |
3 876 |
- 69 % |
- 58 % |
*китайско-белорусская марка