За три квартала состоялось 638 закрытий и 513 открытий
Эксперты «Газпромбанк Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю» проанализировали изменения в дилерских сетях за три квартала 2025 г. Количество локаций всех марок за 9 месяцев сократилось на 125 шоурумов, до 4 036 торговых точек. В китайском сегменте продолжался наиболее активный процесс переформатирования. Число салонов брендов Поднебесной сократилось до 2,6 тысячи, на 403 открытия пришлось 491 закрытие. Хорошо заметно, что дилеры больше инвестируют в те марки, которые лишь недавно обрели официальный статус (Li Auto, Avatr и Rox) или те, которые по-прежнему дают стабильные заработки и имеют свободные франшизы (Haval Pro, Changan, Chery и Foton). Кроме того, новый импульс к развитию получили российский Solaris, корейский KGM и китайско-белорусский Belgee. Однако продаж новых брендов недостаточно, чтобы сжатие сетей в целом прекратилось. До конца года можно будет увидеть еще более сотни закрытий.
В первой половине текущего года многие салоны продавали машины в убыток. Лишь в начале осени объемы бизнеса и доходы вновь стали понемногу расти. Однако пока этого недостаточно, чтобы дилеры активнее инвестировали в новые локации и замедлили процесс переформатирования убыточных подразделений. Динамика объема покупок франшиз относительно прошлого года у всех отрицательная. Так или иначе, заметно, что в большинстве случаев авторитейлеры предпочитали вкладываться в те бренды, которые показывали двух-, трехзначный рост продаж или по которым появились новые дистрибьюторы, пообещавшие выгодные условия бизнеса.
Лидером по числу открытий за прошедшие три квартала стала марка Solaris. Используя мощности под Калугой, бренд стал поставлять достаточное для прибыльного бизнеса количество автомобилей и добился их включения в программу льготного автокредитования. За этот период было продано 21,5 тысячи машин, на 119% больше, чем год назад, а на сайте появились 54 новые локации, увеличив общее число шоурумов до 130 точек продаж.
Преемник SsangYong, бренд KGM, отметился продажей 43 новых франшиз. За 9 месяцев новая марка получила 1 428 новых клиентов. Причем 1,2 тысячи из них заключили сделки по покупке машин после снижения цен в третьем квартале.
Замкнула же тройку лидеров по числу открытий марка Li Auto (35 шоурум). В начале текущего года бренд поменял дистрибьютора, но к росту бизнеса относительно прошлого года это пока не привело. Пока продажи демонстрируют более чем двукратный провал – 8,3 тысячи машин (-51% за три квартала). Тем не менее, марка продолжает приносить дилерам неплохую доходность, и до конца года мы можем увидеть расширение сети.
Электрокары марки Avatr (суббренда Changan) не были у нас столь же востребованы ни ранее, ни в текущем году, когда они стали частью бизнеса официального импортера. Но рост все же заметен (836 машин, +45% за три квартала). В основном их продали силами 25 новых салонов.
Еще 19 торговых точек получила сеть Haval Pro. Судя по почти трехкратному росту продаж (до 19,3 тысячи автомобилей), дилеры продолжат икать способы инвестировать в эту марку.
В свою очередь Foton за три квартала открыл 17 салонов и довел их количество до 53. Наращивать обороты бизнеса помогали пикапы и фургоны марки (2,5 тысячи сделок, +143%).
И наконец, на Belgee, Chery, Chahgan и Rox пришлось по 16 открытий. Причем если размеры сетей первых трех марок давно в России исчисляются трехзначными цифрами, то бренд гибридных вседорожников Rox пока только начинает путь в официальном сегменте (46 точек на начало октября).
Отдельно можно отметить особенность бизнеса бренда Exlantix. В начале года он лидировал по числу открытий торговых зон. Однако за три квартала марка реализовала лишь 1,1 тысячи новых автомобилей. Похоже, этого показалось дистрибьютору недостаточно. Сейчас отдельного сайта бренда нам обнаружить не удалось, информация о машинах марки вновь пополнила интернет-ресурс Exeed. Почти каждый дилер этого бренда получил возможность продавать еще и новые электрокары Exlantix.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«В целом третий квартал не изменил тренда первой половины года. После бурного роста двух прошлых лет сеть салонов нашей страны продолжает сжиматься – 4036 точек к началу октября. По итогам девяти месяцев состоялось 638 закрытий и 513 открытий. Почти половину всех новых франшиз купили дилеры марок, обозначенных в нашем топ-10. В то же время сильнее других штормило сети таких мало востребованных марок Bestune (46 закрытий), DFM (44) и Kaiyi (31).
Проникновение китайских марок в российскую дилерскую сеть составило 64% по итогам трех кварталов (65% - за аналогичный период годом ранее). При этом лидером по размерам сети среди «китайцев» остается бренд Chery (216 салонов). Рядом с ним на пьедестале соседствует Geely (212 дилерских центров) и Changan (196). Однако по одному из ключевых показателей, влияющему на устойчивость бизнеса бренда, – количеству средних продаж на салон за месяц – лучшей осталась марка Haval. Дилеры ее подразделения City выдают в среднем по 64 автомобиля на шоурум. У Chery, Geely и Changan этот параметр ниже – 35-45 машин на дилерский центр. У подавляющего числа остальных «китайцев» этот же показатель и вовсе кратно ниже. Многие не могут преодолеть точку безубыточности. Долго дилерское предприятие в таком режиме работать не может, а значит, дальнейшие закрытия неизбежны».
Алексей Сергеев, редактор-аналитик «АвтоБизнесРевю»:
«Российская дилерская сеть из четырех тысяч локаций остается избыточной для нынешнего уровня продаж. В китайском сегменте это чувствуется особенно остро. Достигнув максимума в 2,7 тысячи торговых точек по итогам 2024 года, последующие три квартала количество шоурумов марок из Поднебесной сокращалось и сейчас составляет 2601 локацию. Новые открытия (403 за 3 квартала) не смогли уравновесить объемов закрытий (491). Для ряда авторитейлеров дилерский бизнес превратился в «чемодан без ручки», но закрыться сразу стоит дороже, чем растянуть процесс во времени. Лишь немногие сохраняют надежду, что продажи “китайцев” вновь начнут расти, а мультибрендовый формат салонов, концентрация бизнеса на наиболее прибыльных марках и финансовые поддержки дистрибьюторов, позволят дальше работать с приемлемой маржей».
Топ-10 брендов по количеству открытых шоурумов за три квартала 2025 г.
|
№ |
Бренд |
Количество открытий за 3 кв. 2025 г. |
Количество открытий за 3 кв. 2024 г.
|
Динамика, %
|
Количество шоурумов* марки по итогам 3 кв. 2025 г |
|
1 |
Solaris |
54 |
78 |
- 31 % |
130 |
|
2 |
KGM |
43 |
- |
- |
43 |
|
3 |
Li Auto |
35 |
39 |
- 10 % |
35 |
|
4 |
Avatr |
25 |
- |
- |
25 |
|
5 |
Haval Pro |
19 |
57 |
- 67 % |
88 |
|
6 |
Foton |
17 |
18 |
- 6 % |
53 |
|
7 |
Belgee |
16 |
125 |
- 87 % |
146 |
|
8 |
Rox |
16 |
30 |
- 47 % |
46 |
|
9 |
Chery |
16 |
34 |
- 53 % |
216 |
|
10 |
Changan |
16 |
48 |
- 67 % |
196 |
* Источник: «АвтоБизнесРевю», по информации официальных сайтов марок