
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали объемы продаж гибридов и электрокаров в марте и I квартале 2025 года. По данным регистраций, за первый весенний месяц владельцев нашли 3,5 тысячи таких автомобилей, что почти на 200 покупок или на 5% меньше, чем в феврале текущего года. При этом в рамках I квартала по «электричкам» всех типов было совершено 11,5 тысячи сделок, вдвое меньше по сравнению с январем-мартом 2024 года. Доля таких машин составила за квартал 4,7%, на 2,1 п.п. меньше, чем год назад.
Бурный рост «электричек» всех типов прекратился в России еще в конце прошлого лета, осенью произошла смена тренда, и по итогам 2024 года сегмент испытал кратное падение. В I квартале текущего года ситуация не изменилась. Ежемесячные продажи многих гибридов-лидеров рухнули с четырехзначных до трехзначных значений. Тем не менее, это вовсе не означает скорую «смерть» сегмента. Он едва ли упадет ниже 3-4%. Но внутри его трансформации заметны уже сейчас.
Наибольшее число сделок было зафиксировано по все той же машине – кроссоверу Li Auto L7. Это качественный и современный, но все менее доступный для большинства покупателей продукт. Весной 2024 года его цена начиналась от 5,8 миллиона рублей, сейчас – от 6,7 миллиона рублей. В I квартале владельцев нашли 1,1 тысячи таких машин, на 70% меньше, чем год назад за аналогичный период. И хотя в марте текущего года можно было наблюдать небольшой рост относительно февраля (358 а/м, +6%), он скорее укладывается в общую динамику рынка, нежели говорит о сколько-нибудь серьезном изменении тренда.
Два других кроссовера этой же марки тоже продаются сейчас хуже, чем в прошлом году. Так Li Auto L6 смог найти 183 клиента в марте (- 5% к февралю) и 607 за I квартал. А самый крупный паркетник семейства – Li Auto L9 – разошелся тиражом всего в 135 машин в марте (-12% к февралю) и отметился самым драматическим снижением за первую четверть года (-88% или 481 а/м). Оказалось, что покупать эти машины, подорожавшие на миллион с небольшим, не так много желающих.
В той же парадигме развивались продажи «чистых» электричек от cуббренда Geely: в марте было реализовано 126 кроссоверов Zeekr 001 (+ 4% к февралю), за квартал продажи составили 405 а/м (-80%).
В свою очередь оказавшийся на второй ступени нашего рейтинга паркетник Voyah Free стал единственным автомобилем в топ-10, который в марте текущего года показал хороший рост относительно февраля: 342 сделки или +30%. В конце зимы на заводе «Моторинвест» под Липецком запустили сборку этой модели. А при покупке в кредит или в лизинг на машину появилась государственная субсидия до 925 тысяч рублей. Поэтому у марки есть хорошие шансы через несколько месяцев стать самым востребованным гибридом. Цены на автомобили из наличия, судя по официальному сайту марки, начинаются от 4,8 миллиона рублей. Помимо гибридов с бензиновым двигателем, продаются Voayh Free, которые питаются исключительно от розетки.
Марка Evolute, которая также имеет похожие льготы, пока показывает более скромные результаты. Хотя ее бизнесом в нашей стране по-прежнему руководит тот же, что у Voyah, дистрибьютор. Новинка конца прошлого года – вседорожник I-Space – привлек в марте 81 клиента (- 27% к февралю) и показал продажи в 362 машины за I квартал.
Не так хорошо, как наверняка хотелось бы инвесторам, развиваются продажи еще у двух марок. По электрокару Avatr C11 состоялась 71 сделка в марте (-3% к февралю) и 163 - за квартал (-25%). В свою очередь вседорожники Seres Aito M5 выбрали 62 клиента (-24%), а на низкой базе прошлого года заметен почти четырехкратный рост за квартал (288 а/м).
В то же время любые минивэны – это в принципе товар узкой ниши. А вэны с электромоторами и вовсе едва ли в ближайшей перспективе будут у нас сколько-нибудь массовыми. Тем не менее, продаж всего в 40-60 машин хватило Voyah Dream и Wey 80, чтобы найти себе место в десятке наиболее популярных гибридов.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«Есть большая вероятность того, что в текущем году все более высокие места в рейтинге самых востребованных «электричек» будут получать не чистокровные «иностранцы», а машины с российским паспортом. Все большую долю таких автомобилей будут продавать официальные дистрибьюторы, которым за счет поддержек проще регулировать спрос на дорожающий товар. Пока наилучший шанс на это есть у автомобилей марок Voayh и Evolute.
Кроме того, при увеличении доли локализованных компонентов эти машины дольше других сохранят действующие цены. Последние в текущем году неизбежно продолжат расти на все автомобили, не исключая гибриды всех типов. Их запасы на складах не так велики, как по бензиновым транспортным средствам. А весь новый товар, пересекающий границу в текущем году, окажется дороже, в том числе из-за повышенного правительством утилизационного сбора.
Так или иначе, в ближайшие месяц-два нет предпосылок к тому, чтобы продажи «электричек» начали вновь активно расти по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Более того, в общем масштабе их ежемесячные продажи во II квартале скорее всего еще просядут по мере «вымывания» предложений автомобилей 2024 года выпуска. На рынке очень не хватает гибридов в ценовом диапазоне трех-четырех миллионов рублей. А все новинки, о которых уже известно сейчас, будут предлагать дороже пяти миллионов рублей. Кроме того, гибридам, которые смогут получить ту или иную степень локализации, явно бы не помешали те же преференции, которые есть у «чистых» электричек – льготные парковки, налогообложение и бесплатный проезд по некоторым платным автодорогам. Однако ниже 3-4% доля машин такого типа на рынке в любом случае не снизится».
Продажи наиболее популярных гибридов и электромобилей в марте и I кв. 2025 г
|
Модель |
Продажи в марте 2025, шт. |
Продажи в феврале 2025, шт. |
Динамика март 2025 / февраль 25, % |
Продажи в I кв. 25, шт. |
Продажи в I кв. 2024, шт. |
Динамика I кв. 2025 / I кв. 2024, % |
1 |
Li Auto L7 |
358 |
339 |
6 % |
1 122 |
4 135 |
- 70 % |
2 |
Voyah Free |
342 |
264 |
30 % |
986 |
3 007 |
- 67 % |
3 |
Li Auto L6 |
183 |
193 |
- 5 % |
607 |
___ |
___ |
4 |
Li Auto L9 |
135 |
153 |
- 12 % |
481 |
3 954 |
- 88 % |
5 |
Zeekr 001 |
126 |
121 |
4 % |
405 |
1 981 |
- 80 % |
6 |
Evolute I-Space |
81 |
111 |
- 27 % |
363 |
___ |
___ |
7 |
Avatr C11 |
71 |
73 |
- 3 % |
163 |
217 |
- 25 % |
8 |
Seres Aito M5 |
62 |
82 |
- 24 % |
266 |
75 |
+ 255 % |
9 |
Voyah Dream |
59 |
89 |
- 34 % |
238 |
459 |
- 48 % |
10 |
Wey 80 |
43 |
47 |
- 9 % |
128 |
___ |
___ |