
Их продажи росли в апреле наперекор рынку
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали объемы бизнеса российских марок в апреле 2025 г. Всего на автомобили отечественных «фамилий» пришлось 33,6 тысячи сделок, на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля рынка отечественных авто снизилась до 33,5% (-1% по отношению к апрелю 2024 г). Клиенты стали чаще выбирать относительно недорогие универсалы и хэтчбеки, тогда как продажи седанов и вседорожников снижались с интенсивностью, превосходящей динамику авторитейла в целом.
Конкурировать с товарами иностранного производства отечественно продукции в апреле было особенно сложно. Немало китайских марок в борьбе с затоваренностью складов давали беспрецедентно высокие скидки. Российский сегмент авторитейла продолжал опираться не столько на дисконтирование, сколько на программы поддержки спроса со стороны государства. В условиях, когда немало клиентов не могли пройти скоринг, конечное количество сделок неизбежно снижалось.
Так, лидер нашего автопрома, марка Lada, получила в апреле 28,5 тысяч покупателей. Год назад их было на 33% больше. Продажи двух моделей Lada Granta – седана 2190 и лифтбека 2191 - падали быстрее рынка (на 45-47%). «Гранты», которые выставлены в шоурумах, сложно приобрести дешевле 1,2 миллиона рублей. При этом эта машина выпускается без малого полтора десятка лет, а по технике и оснащению недалеко ушла от переднеприводных моделей ВАЗа 90-х годов, которые стоили во много раз дешевле. В этих условиях нашлось 2,7 тысячи клиентов, которые согласились доплатить еще несколько десятков тысяч рублей и приобрести наиболее вместительный и практичный кузов универсал той же модели. В апреле 2024 года такие машины были в дефиците, тогда их было продано всего 453 «штуки».
В той же парадигме победы практичности развивался бизнес по Lada Vesta. Продажи седанов сократились более чем трехкратно – до 3,8 тысячи (-68%). Зато число клиентов, которые выбирали универсалы, напротив, увеличилось – до 3,3 тысячи (+82%).
В свою очередь сезонно высокий спрос на вседорожники Lada Niva прошел. В апреле модель Travel выбрали 3,1 тысячи клиентов (-39%), а Legend – чуть меньше трех тысяч (-35%). Конкурировать на равных с китайскими кроссоверами обеим «нивам» мешает не столько возраст и скромные технические данные, сколько отсутствие версии с АКП.
Ижевский Lada Largus после смены прописки и поставщиков подорожал более чем двукратно, но при этом остается едва ли не самым выгодным универсалом на отечественном рынке новых машин. Потенциально рост его ежемесячных продаж с нынешних 2,3 тысячи «штук» до 3-4 тысяч вполне возможен уже во второй половине года.
Про бизнес Lada Aura такого не скажешь. Продажи пока штучные (91 а/м). Возможно, недавний маркетинговый ход в виде участия автомобилей в подвозе гостей к параду Победы поднимет бизнес.
В топ-20 лучших по популярности российских моделей апреля попали также и представленные в салонах Lada вседорожники Xcite XCross 7 – 420 а/м.
В свою очередь кроссовер «Москвич 3», хотя и сохранил место в десятке наиболее востребованных моделей (1,3 тысячи), но демонстрирует падение объемов (-34%). Не сильно помогает продажам и лифтбек «Москвич 6» (112 а/м, - 44%). С другой стороны, в апреле первые клиенты получили две новых модели - «Москвич 5» (23 машины) и «Москвич 8» (2 автомобиля). Если летом их производство будет налажено в нужных объемах, то завод впервые за три года может выполнить план.
Продажи УАЗа занимают скромное место во втором десятке нашего рейтинга. Согласно регистрациям апреля, реализовано 582 вседорожника Patriot (-23%) и 210 «Пикапов» (-41%).
У родственного JAC пикапа Sollers ST6 бизнес выглядит более стабильно - 207 а/м (-5%). Вполне неплохо для падающего рынка.
А вот единственный гибрид компании Evolute I-Space пока малозаметен в отечественном авторитейле (91 машина). В начале текущего года он вошел в госпрограмму, минимальная цена снизилась до 2,5 миллионов рублей, и это должно сказаться на росте продаж.
И наконец, товары еще одного российского производителя, компании Solaris, хотя и не входят в госпрограмму, но продажи наращивают. В апреле марка реализовала 2,3 тысячи машин (+140 %). Благодарить нужно тех логистов, которые смогли добыть нужное количество компонентов для производства не только перелицованных седанов Hyundai Solaris и Kia Rio, но и клонов хэтчбеков Kia Rio X. Все они в апреле стали продаваться сотнями.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортёрами Газпромбанк Автолизинг:
«В целом на автомобили российских марок пришлось 33,6 тысячи сделок, на 13,2 тысячи или 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из топ-20 наиболее востребованных моделей 11 сократили продажи, а 9 прибавили. При этом хорошо заметно, что клиенты стали чаще выбирать те относительно недорогие модели автомобилей, которые традиционно считаются наиболее практичными, – это универсалы и хэтчбеки.
В разрезе долей рынка на отечественные «фамилии» пришлось в апреле 33,5%, на 1 п.п. меньше, чем год назад. Эта же тенденция ввиду снижения доступности финансовых инструментов (кредитования и лизинга) наверняка сохранится и в мае-июне. Однако во второй половине года при должном развитии основных производственных предприятий авторитейла России и появлении в шоурумах давно обещанных новинок, включая Lada Iskra, отечественные товары скорее всего начнут вновь наращивать свою рыночную долю».
Топ-20 российских моделей в апреле 2025 года
|
Марка, модель |
Продажи в апреле 2025 г., шт. |
Продажи в апреле 2024 г., шт. |
Динамика, % |
1 |
Lada Granta (2190) |
5 789 |
10 838 |
-47 % |
2 |
Lada Granta (2191) |
4 555 |
8 307 |
-45 % |
3 |
Lada Vesta (седан) |
3 766 |
11 515 |
-67 % |
4 |
Lada Vesta SW |
3 332 |
1 831 |
+82 % |
5 |
Lada Niva Travel |
3 109 |
5 073 |
-39 % |
6 |
Lada Niva Legend |
2 957 |
4 551 |
-35 % |
7 |
Lada Granta (2194) |
2 652 |
453 |
+485 % |
8 |
Lada Largus |
2 272 |
16 |
+ 14 100 % |
9 |
Москвич 3 / 3E |
1 265 |
1 911 |
-34% |
10 |
Solaris HC |
742 |
78 |
+851 % |
11 |
Solaris KRS |
731 |
45 |
+1 524 % |
12 |
UAZ Patriot |
582 |
759 |
- 23 % |
13 |
Solaris HS |
435 |
807 |
-46 % |
14 |
Xcite X Cross 7 |
420 |
- |
- |
15 |
Solaris KRХ |
392 |
68 |
+ 476 % |
16 |
UAZ Pickup |
210 |
357 |
-41 % |
17 |
Sollers ST6 |
207 |
218 |
-5 % |
18 |
Москвич 6 |
112 |
200 |
-44 % |
19 |
Evolute I-Space |
95 |
- |
- |
20 |
Lada Aura |
91 |
- |
- |