Российский рынок новых легковых автомобилей по своему разнообразию продолжает ставить исторические рекорды. В 2024 году в РФ продавалось более 800 различных моделей, почти три четверти из которых пришлось на «китайцев». Тем не менее, в топ-10 популярных иностранных марок наибольшим вниманием покупателей продолжают пользоваться очень ограниченное число машин, они же делают продажи и всему китайскому сегменту.
Так, у марки Haval, лидера среди зарубежных брендов, уже не первый год наибольшим успехом пользуется всего одна модель – Jolion. За 11 месяцев текущего года она разошлась тиражом 79,1 тысячи «штук». И тем самым обеспечила марке 45% от ее общего объема продаж. Такой результат выглядит более впечатляющим с учетом того, что в модельной гамме Haval к концу текущего года содержится уже 11 машин. Причина востребованности Jolion проста: это один из немногих автомобилей сегмента, который выглядит больше многих одноклассников, может быть наделен полным приводом и «автоматом» и продается дешевле 2,5 миллионов рублей.
Прямой конкурент Haval Jolion кроссовер Jetour Daching, хотя и обеспечил себе в семействе те же 45% продаж, даже стоит примерно таких же денег, однако продается пока в разы скромнее – 14,5 тысяч автомобилей за 11 месяцев. Возможно, с недавним появлением у этой машины полного привода ее абсолютные показатели продаж устремятся ввысь.
Примерно такую же долю (41%) в бизнесе материнского бренда занимает еще один паркетник – Chery Tiggo 7Pro. А учитывая, что тысячи почти тех же машин продаются еще и под брендом XCite X-Cross 7, истинная доля «семерки» еще выше. Оптимальное сочетание вместительности, ходовых качеств и цены (от 2,78 миллиона рублей) сделали так, что этот автомобиль выбрали в текущем году уже почти 60 тысяч клиентов. Впрочем, Chery – это тот редкий случай, когда покупателей уверенно приманивают сразу две модели. Дуэтом с 7Pro ярко выступает компактный и более доступный (от 2,38 миллиона) кроссовер Chery Tiggo 4 (30% продаж марки).
Замыкает же тройку лидеров среди наиболее востребованных моделей из Поднебесной среднеразмерный кроссовер Geely Monjaro (45 тысяч а/м, 33% продаж в семействе). Машина выглядит дороже, чем стоит (от 4,1 миллиона рублей в официальных салонах), обладает щедрым оснащением и бойкой динамикой. Кроме того, доставшиеся этой китайской марке европейские технологии внушают определенное доверие тем, кто ищет автомобиль с рафинированными ходовыми качествами. Учитывая, что на российском рынке можно купить 12 моделей Geely, продажи Monjaro для бизнеса марки в целом выглядят еще более значимо.
Интересно, что примерно такой же долей продаж (33%) обладает автомобиль на размер меньше Geely Monjaro. Это самый успешный кроссовер Changan – модель CS55. Однако в абсолютных цифрах его результаты бизнеса заметно скромнее: 33,2 тысячи машин за 11 месяцев. Да и пробивать себе путь на рынке ему сложнее с учетом того, что в автосалоне Changan дилеры экспонируют 14 моделей.
В топ-10 наиболее востребованных у россиян «китайцев» нашлось также место квинтету машин, каждая из которых обеспечивает своей «фамилии» значительно больше половины продаж. Это кроссовер Omoda C5 (37 тысяч сделок за 11 месяцев, 79% продаж), два компактных паркетника Belgee X50 (30,5 тысячи а/м, 94%) и Jaecoo J7 (17,5 тысячи, 72%), а также универсальный вседорожник Tank 300 (16,5 тысячи а/м, 63%) и большой «джип» GAC GS8 (10,5 тысяч, 65%). Впрочем, каждой из этих моделей пробивать себе путь к кошелькам покупателей чуть легче, чем остальным «китайцам», так как в гамме этих марок пока всего по 2-3 машины.
Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг»:
«Относительно равномерное распределение спроса по всем моделям, представленным той или иной маркой, было характерно для нашего авторитейла в периоды его максимального взлета в 2008 и 2012 годах. В моменты кризиса внимание покупателя в массовом сегменте традиционно распределяется по принципу «берем больше автомобилей за меньшие деньги». Исключения, когда могут довольно резко повышаться продажи одной-двух моделей, наблюдаются лишь в том случае, когда это необходимо дистрибьютору. В этом случае импортер путем поддержек для клиентов и компенсаций для дилеров начинает активно продвигать машины, продажи которых оказались меньше планируемых.
Всего с января по ноябрь 10 наиболее востребованных моделей обеспечили нашему рынку 343,2 тысячи сделок или порядка 37% объема всего китайского сегмента за этот период. В декабре многие импортеры марок из Поднебесной продолжают отгружать дилерам те модели, упор на которые им предписывает делать штаб-квартира, а не спрос в каждом регионе России. Поэтому, даже несмотря на сложные рыночные условия, связанные прежде всего с высокими ценами и большими сложностями в части кредитования, каких-то резких изменений в модельном миксе у ведущих марок едва ли предвидится».
Топ-10 китайских моделей и их доле в по продажах собственного бренда
|
Модель |
Продажи за 11 мес. 2024 г., тыс. а/м |
Доля в бренде за 11 мес. 2024 г., % |
Общее количество моделей марки, шт. |
1 |
Haval Jolion |
79,1 |
45 % |
11 |
2 |
Chery 7 Pro Max |
59,6 |
41 % |
5 |
3 |
Geely Monjaro |
44,8 |
33 % |
12 |
4 |
Omoda C5 |
37,0 |
79 % |
3 |
5 |
Changan CS55 |
33,2 |
33 % |
14 |
6 |
Belgee* X50 |
30,5 |
94 % |
2 |
7 |
Jaecoo J7 |
17,5 |
72 % |
2 |
8 |
Tank 300 |
16,5 |
63 % |
3 |
9 |
Jetour Dashing |
14,5 |
45 % |
5 |
10 |
GAC GS8 |
10,5 |
65 % |
3 |
*китайско-белорусская марка