Газпромбанк Автолизинг: в марте на новые автомобили жители РФ потратили 248 млрд рублей
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам марта 2025 года. Согласно результатам исследования, в начале весны россияне потратили на покупку новых машин 248 млрд рублей. Это на 1,9% больше, чем месяцем ранее (в феврале — 243,4 млрд рублей), и в 2 раза меньше показателя годичной давности (в марте 2024-го — 495,4 млрд рублей). Также стоит отметить, что в 1 квартале нынешнего года финансовая емкость рынка составила 768,3 млрд рублей — на 30,6% меньше, чем в январе — марте 2024-го.
3:1 в пользу массового сегмента
В марте на массовые автомобили ушло денег втрое больше, чем на премиальные. Так, за первый весенний месяц на покупку машин массового сегмента было потрачено 187,4 млрд рублей, что составляет 75,6% от общей суммы. В свою очередь автомобили премиум-сегмента обошлись в 60,6 млрд рублей (доля — 24,4%). Напомним, что в феврале на долю массового сегмента приходилось 75,9% от общей суммы затрат, а премиального — 24,1%.
Если же рассматривать соотношение продаж, то тут разрыв намного существеннее (11:1). В марте было реализовано 73,1 тыс. автомобилей массового сегмента, что соответствует 91,5% всего рынка. Продажи премиальных машин (включая люксовые бренды) составили 6,7 тыс. единиц, что эквивалентно доле в 8,5%.
«В минусе» оказались только «китайцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей сократились лишь у китайских брендов. В марте жители нашей страны потратили на них 145 млрд рублей — на 2,4% меньше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели выросли. Затраты на покупку корейских машин за месяц увеличились на 1,8% до 3,1 млрд рублей, российских — на 1,9% до 45,5 млрд рублей, американских — на 3,7% до 3,1 млрд рублей, европейских — на 14,6% до 31,9 млрд рублей, японских — на 18,1% до 12,6 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохранили «китайцы», доля которых составила 58,4%. При этом она впервые за долгое время опустилась ниже отметки 60%. Далее в затратах марта следуют: отечественные бренды — 18,4%, европейские — 12,9%; японские — 5,1%; американские — 1,3% и корейские — 1,2%.
Если же рассматривать объемы реализации за месяц, то здесь тоже лидируют китайские марки (42,5 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (29,3 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка составили менее 3 тыс. экземпляров.
Три четверти денег ушло на сегмент SUV
Доля кроссоверов и внедорожников в марте снизилась. Так, было продано 51,9 тыс. новых автомобилей сегмента SUV, а потрачено на них — 186,5 млрд рублей. Таким образом, на долю кроссоверов и внедорожников пришлось 65% в штуках и 75,2% в деньгах. Стоит отметить, что месяцем ранее эти показатели были немного выше — 65,9% и 76,3% соответственно.
Второе место на нашем рынке по-прежнему занимают автомобили В-класса. По итогам первого месяца весны реализовано 19,2 тыс. новых таких машин на сумму 28,8 млрд рублей. Их доля составила 24,1% в объеме продаж и 11,6% — в финансовой емкости.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) пришлось 89,1% всех реализованных машин и 86,8% затраченных средств. Суммарные показатели остальных сегментов рынка по итогам марта составили 10,9% и 13,2% соответственно. В то же время доля каждого из них как в количественном, так и в денежном выражении не дотянула до 3%.
«В марте на авторынке не наблюдалось особого оживления. Да, новых легковых автомобилей было реализовано больше, чем в феврале, но всего лишь на 2,3%. А сам объем продаж в марте не достиг и 80 тысяч единиц, что даже меньше, чем было в январе (89 тыс. шт.). Помимо высокой ключевой ставки ЦБ, которая нередко способствует тому, чтобы потенциальные покупатели хранили деньги на депозитах, а не вкладывали их в покупку машин с помощью кредита, на рынок оказывает влияние и фактор «ждунов». Это те автовладельцы, которые не прочь сменить автомобиль, но готовы ждать появления на рынке новых моделей, способных разнообразить уже устоявшуюся палитру китайских и российских брендов», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Продажи новых легковых автомобилей за месяц выросли незначительно, поэтому и сумма денег, потраченных на них в марте, оказалась немного больше, чем в феврале. Так, за первый весенний месяц на покупку машин у россиян ушло 248 млрд рублей, что на 1,9% превышает февральский показатель. При этом ни разу в 2025 году, т.е. уже третий месяц подряд, финансовая емкость авторынка не смогла преодолеть отметку 300 млрд рублей. Если же рассматривать сумму затрат в 1 квартале, то она даже не достигла 800 млрд рублей, хотя за те же три месяца 2024 года превысила 1 трлн рублей», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.