
Дилерские сети поддержали электромобили
Эксперты «Газпромбанк Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю» проанализировали, как изменялись дилерские сети легковых брендов[i] в первом полугодии 2025 года. Общий размер за 6 месяцев с начала года сократился незначительно – на 68 шоурумов, до 4 093 торговых точек. Однако потери могли оказаться заметнее, если бы не 112 новых салонов трех китайских «электричек» – Exlantix, Li Auto и Avatr, а также открытие нескольких десятков «точек» корейского бренда KGM и российского Solaris. В целом за 6 месяцев 2025 года состоялось 458 закрытий точек продаж, которые не смогли уравновесить 390 открытий. При этом в китайском сегменте рынка в сравнении с первой половиной 2024 года открытия сократились на 38% (287 шоурумов против 460), а разрывы контрактов увеличились почти трехкратно (362 против 121).
Несмотря на крайне сложную ситуацию в авторитейле в целом, который продолжает ужиматься в объемах, ряд инвесторов в первом полугодии 2025 года продолжили вкладывать средства в новые торговые точки. И по некоторых новым маркам, как и в прошлом году, опять можно было увидеть десятки открытых точек продаж.
Так, лидером по числу новых шоурумов неожиданно стал очередной суббренд Chery, специализирующийся на электромобилях, – марка Exlantix. По итогам первого полугодия на сайте марки появилось 48 новых салонов в 34 городах. Продать за этот период они успели 223 кроссовера модели ET. Ценники на эту модель начинаются от 6,6 миллиона рублей и априори делают его далеко не массовым. С другой стороны, импортер обещал инвесторам скорое расширение линейки до шести моделей и щедрые бонусы за каждую сделку.
Второе место завоевала марка Li Auto (31 шоурум), теперь официально представленная на российском рынке. В первом полугодии 2025 года продажи марки на российском рынке составили 5135 автомобилей.
Замкнул тройку лидеров-китайцев по числу открытий суббренд Changan – Avatr. Эта марка также продает только дорогие (от семи миллионов рублей) электрокары. По итогам полугодия на российском сайте Avatr представлено уже 29 салонов. За шесть месяцев они успели реализовать 486 машин.
По 12-15 салонов за полугодие открыли такие китайские марки, как Foton, Haval Pro, Geely, Changan и SWM. А замкнули десятку наиболее динамично растущих «китайцев» Haval City и VGV (по 8 новых шоурумов)
При этом на данном этапе у каждой из этих «фамилий» совершенно разные масштабы бизнеса. Так, Geely и Changan наряду с Chery не первый год продолжают составлять трио тех марок Китая, сети которых наиболее развиты. По итогам полугодия у каждой из них можно было насчитать более двухсот шоурумов. Близок к ним и Haval (160 локаций у подразделения City и 86 – у Pro).
В свою очередь Foton получил новый виток развития только в прошлом году и довольно неплохо строит стратегию в LCV сегменте на пикапах и фургонах. У марки 51 салон, через которые было реализовано 1,7 тысячи таких машин за шесть месяцев, в три раза больше чем в прошлом году.
Похоже, что новый виток развития получила и марка SWM. Теперь у нее 43 салона, которые реализовали за первое полугодие 3,2 тысячи автомобилей, в пять раз больше, чем в первой половине 2024 года.
Также интересными выглядят перспективы «китайцев» из VGV. Едва ли компании, которая продает 110 кроссоверов за полгода, нужно было наращивать сеть до 26 шоурумов. Если компания примет решение серьезно вложиться в маркетинговое продвижение, то мы скорее всего увидим хороший рост продаж марки в ближайшей перспективе.
И наконец, можно отметить что полугодие выдалось относительно неплохим в части роста сети для двух некитайских марок. Это возрожденный корейский SsangYong в лице KGM (31 салон) и корейско-российский Solaris (29 новых точек).
Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг:
«Несмотря на отрицательную динамику продаж новых легковых автомобилей в первом полугодии 2025 г. и закрытие 458 точек продаж на территории РФ, 362 из которых торговали китайскими марками, обнадеживает тот факт, что рынок постоянно пополняется новыми марками и моделями. За 6 месяцев открылось 390 новых шоурумов, 44% из которых (172 салона) пришлось на пять марок - Avatr, Exlantix, KGM, Li Auto и Solaris. В целом по итогам полугодия общий размер сети сократился на 68 «точек», до 4 093 локаций, 2614 (64%) из которых пришлось на китайские марки. За счет продолжения текущего тренда, открытия шоурумов новых марок и закрытия убыточных точек продаж, рынок должен обрести более конкурентоспособную дилерскую сеть, а конкуренция среди марок из КНР - стимулировать получение клиентом лучшего предложения».
Алексей Сергеев, редактор-аналитик «АвтоБизнесРевю»:
«Наш прогноз по общим размерам сети по итогам текущего года остается прежним. С большой долей вероятности она может сжаться как минимум до четырех тысяч торговых точек. Тем салонам, которые пройдут этот непростой период, «дышать станет легче». В то же время тем, кто планирует новые инвестиции, стоит учитывать и негативный опыт коллег, и изменчивость политики импортеров. Есть дилеры, которые в первой половине года спешно переформатировали или полностью закрывали шоурумы десятками. В свою очередь дистрибьюторы стали чаще использовать официальный салон сети как точку выдачи онлайн-магазина».
Топ-10 китайских брендов по количеству новых шоурумов за I п. 25 г.
|
Бренд |
Количество открытий в I п. 25 г. |
Количество открытий в I п. 24 г. |
Динамика, % |
Количество шоурумов марки по итогам I п. 25 г |
1 |
Exlantix |
48 |
- |
- |
48 |
2 |
Li Auto |
35 |
11 |
+ 218 % |
31 |
3 |
Avatr |
29 |
- |
- |
28 |
4 |
Foton |
15 |
18 |
- 17 % |
51 |
5 |
Haval Pro |
14 |
31 |
- 55 % |
86 |
6 |
Geely |
12 |
21 |
- 43 % |
209 |
7 |
Changan |
12 |
37 |
- 68 % |
200 |
8 |
SWM |
12 |
14 |
- 14 % |
43 |
9 |
Haval City |
8 |
9 |
- 11 % |
160 |
10 |
VGV |
8 |
22 |
- 64 % |
26 |
Источник: «АвтоБизнесРевю»
[i] Дилеры легковых и легких коммерческих автомобилей до 3,5 тонн