
Но это на 29% меньше прошлогоднего результата
Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи «китайцев» в сентябре и за три квартала 2025 года. Всего за первый месяц осени реализовали 121,1 тысяч легковых автомобилей. Это на 18% меньшее, чем год назад, но на 452 машины или на 0,4% больше, чем в августе. Тем не менее, итог трех кварталов (882,4 тысячи сделок) выглядит не столь оптимистично. По сравнению с прошлогодним уровнем наш авторитейл потерял почти четверть (23%) клиентов. Сказывается провал продаж первой половины года. При этом за 9 месяцев «китайцев» выбрали 482 тысячи покупателей, на 29% меньше, чем год назад. Клиентов перетянули на себя новые российские марки и китайско-белорусский бренд Belgee, который в сентябре вошел в тройку иномарок-лидеров. Если на мировом рынке не случится неожиданностей, то продажи чайна-марок в текущем году приблизятся к 700 тысячам «штук», а общий объем рынка окажется на уровне 1,3 миллиона сделок.
Сентябрь в авторитейле, как мы и прогнозировали, оказался лучше августа. Хотя рост продаж всего на несколько сотен машин надо признать гораздо более скромным, чем многие ожидали. Похоже, что немало клиентов продолжало опрометчиво занимать выжидательную позицию, надеясь на еще более выгодные условия покупки машин, давно застоявшихся на складах. За счет поддержек импортеров продолжало расти число кредитных сделок, но и здесь ожидания по существенному снижению ставки рефинансирования ЦБ в сентябре себя не оправдали. Кроме того, неожиданно более чем на половину рухнули продажи Chery, одной из ведущих марок, клиентов которой дилеры начали «пересаживать» на российский бренд Tenet. Двукратным снижением в сентябре отметились также Changan, Exeed и Tank.
Так или иначе, в китайском сегменте лидерство сохранил Haval. Дилеры бренда реализовали в сентябре 16,7 тысячи автомобилей. Это примерно на 600 сделок больше, чем в августе. Итог трех кварталов - почти 110 тысяч машин. Однако от результатов прошлого года бизнес марки заметно отстает. Месяц к месяцу просадка составила 15%, год к году – 20%. Клиенты Haval явно стараются экономить. Бестселлер бренда, кроссвер Jolion (6,2 тысячи сделок), хотя и оказывается второй месяц подряд в модельном рейтинге выше Lada Vesta, но потерял в сентябре 36% клиентов. Его более доступный собрат Haval M6, напротив, двигался наперекор тренду рынка – 3,7 тысячи машин (+3% к сентябрю 24 г.)
В свою очередь марка Chery освобождает верхние строчки рейтинга популярности: 8,2 тысячи автомобилей (-51% к сентябрю), 88 тысяч машин за 9 месяцев (-26%). Марка планирует сокращать свое присутствие в нашей стране ради расширения бизнеса на других зарубежных рынках. При этом в качестве замены предложен давно анонсированный суббренд Tenet, получивший российскую прописку для самых ходовых кроссоверов 4-,7- и 8-й серий. В сентябре они уже нашли порядка 2,7 тысячи покупателей. В октябре новая «фамилия» имеет шансы оказаться в топ-10 наиболее востребованных.
По похожему сценарию движется и бизнес Geely: 9,7 тысячи сделок в сентябре (-39%) и 62,4 тысячи (-45%) с начала года. С той оговоркой, что Россия еще более десятилетия назад упустила шанс получить локальное производство этих автомобилей, чем воспользовались в Белоруссии. Единственная легковая марка этой страны продолжала продавать у нас всего два кроссовера. В сентябре этого оказалось достаточно, чтобы реализовать 8,3 тысячи автомобилей (+128%), подняться на третье место среди иномарок и закрепиться в пятерке за 9 месяцев (40,5 тысячи, + 61%).
В то же время Changan (5,6 тысяч машин в сентябре), как и Chery, пережил не лучший месяц (-49%). По итогам трех кварталов лишь одна из 15 официально представленных у нас моделей марки сохранила место в топ-10 – это Changan Uni-S (22,6 тысячи штук). Та же модель, которая в прошлом году продавалась под именем CS55, нашла за 9 месяцев прошлого года 30,2 тысячи покупателей. В отличие от китайских марок-лидеров Changan продолжает экспортировать большинство моделей, и пока они явно проигрывают как маркетинговые, так и ценовые войны с конкурентами.
Автомобили марок Omoda и Jetour продавались в сентябре примерно в равных количествах – немногих более трех тысяч «штук» каждая. Однако за счет небольших объемов бизнеса прошлого года второй бренд в рамках трех кварталов мог продемонстрировать рост (+8 %), а у Omoda, напротив, все ярче виден глубокий (-44%) провал. Еще более выраженным из всех «китайцев» спад бизнеса выглядит только у Exeed: 14,5 тысячи машин за 9 месяцев (-57%).
Благодаря новинкам и относительно низкой базе прошлого года продолжала прибавлять (+14% и за месяц, и за квартал) марка GAC: 2,2 тысячи машин в сентябре, 13,2 тысячи за 9 месяцев. На днях бренд отчитался, что за всю историю его российского бизнеса вседорожники GAC GS8 нашли 20 тысяч клиентов. Если покупатели распробуют полноприприводный GAC GS4, успех марки в целом может быть закреплен.
И наконец, замкнул десятку популярных «китайцев» – Tank. В отличие от прошлого года марка представлена у нас не двумя, а четырьмя кроссоверами, но общие объемы ее бизнеса оставляли желать лучшего: полторы тысячи сделок в сентябре (-51%) и 12,4 тысячи за 9 месяцев (-42%). При этом только на агрегаторах дилеры к началу октября выставили более трех тысяч автомобилей. Ближе к новому году можно ждать щедрых дисконтов.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«Первые дни октября сохранили сентябрьский тренд по оживлению рынка. На фоне новостных волн о новых ставках утилизационного сбора клиенты быстрее соглашаются на закрытие сделок. А дилеры, которые обеспечивают себе выручку в том числе и за счет машин японских и немецких марок, подмечают резкий рост и этого направления бизнеса. При этом дистрибьюторы «китайцев» существенно «подчистив» склады от «залежалого» товара, постепенно начинают сокращать объемы дисконтов и переключаться на продвижение более дорогих автомобилей текущего года выпуска.
Всего за три квартала 2025 года было реализовано 482 тысячи китайских автомобилей, на 29% меньше, чем год назад, а их доля составила 54%, на 5 п.п. ниже прошлогодних значений за аналогичный период. В оставшиеся месяцы осени рынок имеет немало шансов сохранить начавшийся в августе тренд по росту продаж. Но изначально завышенные планы многих брендов КНР рискуют быть невыполненными минимум на 30-35%. В то же время новые российские марки бейдж-инжиниринга (Tenet и Solaris), как и китайско-белорусский Belgee, за счет работы в бюджетных сегментах будут наращивать свою долю. Общие продажи брендов из Поднебесной по итогам года составят порядка 700 тысяч сделок и потеряют примерно четверть от прошлогодних объемов, а общий размер рынка окажется на уровне 1,3 миллиона «штук».
Продажи ведущих китайских марок в сентябре и за 9 месяцев 2025 года
|
Бренд |
Продажи в сентябре 25, шт. |
Продажи в сентябре 24, шт. |
Продажи за 9 месяцев 25, шт. |
Продажи за 9 месяцев 24, шт. |
Динамика, сентябрь 25 / сентябрь 24, %
|
Динамика, 9 мес. 25 / 9 мес. 24, % |
1 |
Haval |
16 669 |
19 720 |
109 850 |
137 268 |
- 15 % |
- 20 % |
2 |
Geely |
9 733 |
16 047 |
62 375 |
113 546 |
- 39 % |
- 45 % |
3 |
Belgee* |
8 347 |
3 659 |
40 519 |
25 098 |
+ 128 % |
+ 61 % |
4 |
Chery |
8 024 |
16 214 |
88 008 |
119 180 |
- 51 % |
- 26 % |
5 |
Changan |
5 647 |
11 111 |
49 293 |
81 448 |
- 49 % |
- 39 % |
6 |
Omoda |
3 178 |
4 507 |
22 274 |
39 840 |
- 29 % |
- 44 % |
7 |
Jetour |
3 089 |
3 919 |
27 719 |
25 757 |
- 21 % |
+ 8 % |
8 |
GAC |
2 226 |
1 948 |
13 729 |
12 029 |
+ 14 % |
+ 14 % |
9 |
Exeed |
1 654 |
3 602 |
14 473 |
33 527 |
- 54 % |
- 57 % |
10 |
Tank |
1 484 |
3 013 |
12 413 |
21 555 |
- 51 % |
- 42 % |
*китайско-белорусская марка