
— Максим Анатольевич, в России существуют различные виды финансовой поддержки автомобильных продаж, но именно лизинговые инструменты демонстрируют существенный прирост в последние годы. На ваш взгляд, чем можно объяснить такую динамику?
— Здесь сыграли роль несколько факторов, некоторые из них связаны с общемировыми тенденциями, другие — непосредственно с российским рынком. В мире в целом растет популярность заемного финансирования при покупке автомобиля. Если мы посмотрим на практику Европы и США, то там доля кредитных или лизинговых продаж в общем объеме продаж автотранспортных средств существенно выше, чем у нас. Поэтому Россия определенным образом «догоняет» зарубежных коллег по этому инструменту.
Кроме того, надо отметить и действующие меры господдержки автокредитования и субсидирования лизинговых операций. И немаловажный фактор — отложенный спрос, который возник после кризисов 2009 и 2014 годов. Сейчас мы видим, что большинство крупных компаний обновляют свои автопарки. Это происходит из-за ужесточения требований к транспортным средствам, потому что от этого напрямую зависит качество их бизнеса.
— О каких цифрах идет речь? Каковы объемы продаж автомобилей на кредитных условиях и в лизинг?
— Если говорить о цифрах, то за 2018 год в России выдано кредитов на общую сумму 602 млрд рублей, а их объем вырос на 20,2%. Но показательнее другое. Согласно данным Национального бюро кредитных историй, еще в 2014 году доля проданных взаймы машин составляла всего 35%, а в прошлом году уже каждый второй автомобиль уезжал от дилера с использованием кредитных средств. Так что по доле кредитных авто мы быстрыми темпами догоняем Европу, где таких автомобилей почти 60%, а в США — 80%.
На этом фоне лизинг в России переживает настоящий бум. Так, по результатам прошлого года общий объем лизинговых продаж легковых и легких коммерческих автомобилей составил 204 млрд рублей. Таким образом, каждая десятая продажа была с использованием лизинговых инструментов. Тем не менее, уровень использования лизинга в России еще далек от среднеевропейского: в России он составляет пока всего 10%, а в Европе — около 30%. Поэтому мы считаем, что в нашей стране спрос на лизинговые инструменты будет продолжать расти.
— В нашей стране все еще остается популярной покупка подержанных авто, но в последнее время все больше производителей предлагает программу trade-in. По вашему мнению, переломит ли это ситуацию на рынке в пользу новых авто?
— Для каждого товара найдется свой покупатель. Сегодня существуют и те сегменты бизнеса, которые могут позволить себе купить новые автомобили, и те, которые по тем или иным причинам предпочитают покупку б/у автомобиля.
Безусловно, trade-in — это некий инструмент мотивации к покупке нового авто, но не стоит забывать о том, что старый автомобиль так же становится товаром, который необходимо продать. Если мы вернемся к финансированию, то точно так же можно приобрести б/у автомобили в лизинг.
Рынок подержанных легковых автомобилей в прошлом году превысил по объемам в 2,5 раза рынок новых машин, составив 5,4 млн единиц. Хотя и проиграл ему по динамике — всего 2,4% роста против 12%. Но за пять месяцев текущего года продано 678 тыс. новых автомобилей, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
— Какие планы ставит перед собой ваша компания на краткосрочный и среднесрочный периоды? Интересует оценка в целом по стране и по сибирскому макрорегиону.
— «Газпромбанк Автолизинг» работает на рынке лизинга только год, с августа 2018 года, и, на мой взгляд, развивается достаточно быстрыми темпами: за первое полугодие открылось 19 представительств в крупных городах России. На сегодняшний день мы планируем достичь порядка 10 млрд рублей по портфелю до конца года. Если переводить в долю рынка, то это около 3% по России. За три года мы планируем войти в топ-5 лизинговых компаний России в сегменте автолизинга. Это достаточно амбициозная, но вполне достижимая цель. Что касается Сибирского макрорегиона, то по плану до конца года мы должны продать примерно 500 автомобилей на сумму около 1 млрд рублей.
С учетом жесткой конкуренции в среднесрочной перспективе мы делаем ставку на развитие так называемого «легкого лизинга». Перед нами стоит вызов: дать клиенту качественный, но при этом легкий в использовании финансовый инструмент, основанный на современных технологиях. Это касается упрощенной процедуры подачи документов через «Личный кабинет» на сайте или в мобильном приложении с рассмотрением заявки в течение нескольких часов. Сама сделка может быть заключена онлайн, в том числе с помощью электронной цифровой подписи. Так что в нашем бизнес-процессе встреча с клиентом происходит только в момент выдачи автомобиля.
Выбор транспортного средства клиент производит в онлайн-автомаркете, где присутствуют стоки всех дилеров, с которыми мы работаем — 170 тыс. машин различной конфигурации. И здесь мы наращиваем эксклюзивное предложение для клиентов, предлагая дополнительные скидки при покупке, о которых уже договорились напрямую с автопроизводителями.
— В этом году вы открыли пять офисов в Сибири. Будете ли еще какие-то офисы открывать в ближайшее время?
— В этом году точно открывать новые офисы больше не планируем. Сейчас мы входим в высокий сезон продаж, который начинается в августе-сентябре, поэтому ориентируемся на повышение эффективности своей работы.
Первые три офиса в Сибири открылись в июне, вторые три — в июле. Это Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Томск и Барнаул. Могу отметить, что стартовали офисы успешно и набирают хороший темп — планы выполняются. Возможно, часть успеха связана с высокими потребностями на рынке. Часть успеха мы, безусловно, отдаем нашей команде.
— Какие авто, по вашим оценкам, наиболее популярны в Сибири?
— На протяжении последних двух лет Сибирский федеральный округ и, в частности, Томск демонстрируют высокие темпы экономического роста. В городе работает более 10 тыс. предприятий и организаций, это особая экономическая и инновационная зона технико-внедренческого типа. По оценкам наших аналитиков, рынок финансовой аренды транспорта в регионе активно развивается. Только за прошлый год количество корпоративных продаж автомобилей увеличилось на 19%, самыми популярными марками региона среди грузового транспорта стал КАМАЗ (43%), а легкового — Toyota (20%).
Toyota и КАМАЗ лидируют по продажам и в других регионах восточнее Томска. А вот в Барнауле при покупке легковых авто покупатели отдают предпочтение «Ладам», в Новосибирске — KIA. Еще одно отличие Новосибирска — по грузовым маркам здесь лидирует Scania.
Кроме того, если говорить о специфике Сибирского региона, то его характеризуют наличие большого числа устаревшей, в первую очередь с точки зрения экологических норм, грузовой техники, а также праворульных легковых и легких коммерческих машин, которые в ближайшее время потребуют обновления. На смену им придут современные автомобили, производящиеся на российских предприятиях, что в свою очередь дополнительно стимулирует отечественный авторынок.
— В некоторых регионах Сибири больше развито сельское хозяйство, а в некоторых — угольная промышленность. Может, есть какая-то статистка продаж в зависимости от региональной специфики?
— В целом наш бизнес не предполагает какого-то узкого сегментирования: мы стараемся максимально охватить все клиентские потребности, поэтому спектр предлагаемых нами транспортных средств способен удовлетворить и добывающие предприятия, и сельхозпроизводителей.
— Как вы оцениваете конкуренцию на рынке автолизинга, и будет ли она усиливаться в дальнейшем?
— Рынок автолизинга в последнее время характеризуется определенными укрупнениями и слияниями. Вы наверняка знаете об уходе одного из крупнейших государственных игроков. Также произошел ряд поглощений на уровне банков с ретрансляцией на лизинговые компании. А некоторые ушли в новые для себя ниши — операционный лизинг и каршеринг. Не все компании выдерживают конкуренцию.
Если говорить о нашей компании, то структурно «Газпромбанк Автолизинг» входит в состав «Газпромбанк Лизинга», существующего на рынке с 2003 года и являющегося 100%-ной «дочкой» Газпромбанка. Для тех наших клиентов, кто лишь задумывается о внесении аванса по предстоящей сделке, это должно быть лучшим доказательством надежности.
В любом случае, конкуренция усиливается, поскольку потребитель становится все более требовательным. Естественно, здесь играют роль финансовые и нефинансовые сервисы, в том числе и скорость принятия решений, которые предлагают разного рода лизинговые компании. Поэтому выживание на высококонкурентном рынке — это одна из задач любой развивающейся компании с амбициями.
— Что касается господдержки. Правительство поддержало просьбу Минпромторга РФ о выделении дополнительного бюджета для стимулирования спроса на автомобили. Расскажите, насколько это поможет отечественному автопрому и какова выгода для клиентов?
— Это однозначно очень мощный инструмент для стимулирования продаж. Мы видели колоссальные всплески клиентской активности в феврале-марте, когда были выделены субсидии. Первый вопрос, который сейчас задает покупатель, заходя в салон: а есть ли субсидия, и какая из лизинговых компаний может ее ретранслировать?
Сейчас наблюдается вторая волна активности после выделения дополнительных 4 млрд рублей на льготный лизинг автомобилей. Мы ожидаем, что этот инструмент позволит увеличить объемы продаж на падающем по сравнению с прошлым годом рынке транспортных средств.
— Сколько машин, на ваш взгляд, получится реализовать с использованием субсидий?
— По данным Минпромторга РФ, дополнительное финансирование мер поддержки спроса отечественного автопрома в соотношении 6 млрд рублей на автокредитование и 4 млрд на лизинг в конечном итоге позволит реализовать более 75 тыс. машин до конца года по всей стране. По нашей предварительной оценке, где-то порядка 11 тыс. легкого коммерческого и грузового транспорта удастся поставить клиентам на условиях льготного лизингового финансирования, если брать в расчет среднюю скидку на автомобиль в размере 350 тыс. рублей.
— Какую выгоду в денежном выражении может получить компания при этом?
— Если говорить о конкретной экономической выгоде, то в рамках действующих программ субсидирования предлагается скидка на транспортное средство от 10% до 12,5%. Как вы можете представить, это действительно ощутимо для клиента. Экономия клиента на одно транспортное средство достигает 625 тыс. рублей. Самыми популярными марками при этом являются автомобили производства Группы ГАЗ с долей на рынке 36% и КАМАЗ с долей 35%.
Источник: «Интерфакс-Сибирь»