Эксперты компании Газпромбанк Автолизинг проанализировали основные тренды в сегменте лизинга автотранспорта за первые 8 месяцев 2024 года. Если в прошлом году максимальные продажи как по количеству сделок, так и по объемам в рублях за этот период обеспечили грузовые машины, то по итогам января-августа в лидерах профинансированных в лизинг транспортных средств закрепился легковой сегмент. Рынок автолизинга на сегодня растет за счет продаж легковых автомобилей и спецтехники на фоне падения объемов грузовиков.
По итогам 8 месяцев 2024 года Газпромбанк Автолизинг заключил с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 38 тысяч новых договоров, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в штучном и на 8% в стоимостном выражении. А к концу августа количество автомобилей и техники в текущем портфеле компании превысило 160 тысяч единиц.
Основной прирост нового бизнеса обеспечили сделки в сегментах легкого и легкового коммерческого транспорта (+36% к аналогичному периоду прошлого года в обоих направлениях) и спецтехники (+20%). Тогда как сегмент грузовых автомобилей показал отрицательный тренд на фоне взрывного роста годом ранее (на 8% меньше профинансированных в 2024 году транспортных средств).
Чаще всего в лизинг в январе-августе этого года предприниматели оформляли легковые автомобили — 36% от количества проданных машин, на втором месте — грузовой транспорт (28%), спецтехника (14%) и легковой коммерческий транспорт (10%). Годом ранее картина была кардинально другой: на грузовой сегмент приходилось 35% заключенных договоров, на легковой — 30,5%, на спецтехнику — 13%, на LCV — 8%.
Тем не менее, подсегмент грузовиков в 2024 году продолжает занимать большую часть всего объема реализованной лизинговой компанией техники в рублях — 41% (35% — в 2023), 23% пришлось на продажи легкового транспорта (19% — в 2023), 21% — на спецтехнику (20% — в 2023).
Основной спрос традиционно формируют компании транспортной, торговой и строительной отраслей. Среди трендов также стоит отметить дальнейший рост доли китайских брендов в большинстве сегментов автолизинга, несмотря на повышение утильсбора на ввозимую в страну технику, колебания курсов валют и связанный с этими факторами рост цен. Доля продукции КНР среди профинансированного компанией в лизинг транспорта увеличилась за год с 64% до 65% (по итогам 8 месяцев 2023 и 2024 гг. соответственно). Наиболее высокой она оказалась среди грузовиков (рост с 66% до 71% за год) и спецтехники (рост с 64% до 66%). В сегменте легковых автомобилей она немного снизилась за отчетный период — с 59% до 53%.