Эксперты компании Газпромбанк Автолизинг озвучили прогноз по рынку лизинга автотранспорта до конца года. По оценкам аналитиков компании, отрасль ждет падение в годовом выражении на 3% на фоне взрывного роста прошлого года. Показатели нового бизнеса с учетом всех сегментов (легковой, легковой коммерческий, грузовой транспорт и спецтехника) достигнут 2,356 трлн рублей (без учета НДС). Среди стоп-факторов развития рынка эксперты отметили дальнейший рост ключевой ставки ЦБ, увеличение утилизационного сбора и высокую базу продаж 2023 года. Среди драйверов роста названы государственная поддержка сегмента, рост потребительского спроса на фоне ожиданий ухудшения финансовых условий и сезонно высокие продажи 4 квартала.
До конца года на российский рынок автолизинга продолжат оказывать влияние ряд долгоиграющих факторов.
-
Прежде всего это продолжающееся переформатирование авторынка под ограниченный список марок и моделей и переориентация на других автопроизводителей.
-
Во-вторых, высокая стоимость фондирования. Текущий уровень ключевой ставки ЦБ — 21% — является рекордным с 2002 года. Для возвращения инфляции к целевому уровню регулятору понадобится удерживать ключевую ставку высокой в течение длительного времени. И мы прогнозируем дальнейшее повышение до конца этого года. Рост стоимости фондирования влечет за собой дальнейшее увеличение процентных ставок по лизингу, а значит, удорожание графиков и снижение доступности этого финансового инструмента для клиентов. При этом негативное влияние высоких ставок продолжится в 2025 году.
-
В-третьих, рост утилизационного сбора. Очередное повышение утилизационного сбора с 1 октября 2024 года на 70-85% оказало на рынок двоякое действие. С одной стороны, индексация выступила драйвером роста рынка, подгоняя сентябрьские и октябрьские продажи, с другой, скорее станет определенным тормозящим фактором в динамике продаж четвертого квартала в целом.
-
И, наконец, это реализация отложенного спроса. Отложенный спрос на автомобили был частично удовлетворен в 2023 году, о чем свидетельствует динамика прироста (+85% к 2022 году). В 2024 году юридические лица уже не так интенсивно обновляют и расширяют парк, что уже продемонстрировали результаты 1 полугодия 2024 года (+1% к 1пг 2023г, по данным Эксперт РА).
Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке автолизинга до конца 2024 года и выступить драйверами роста.
-
Прежде всего, это меры государственной поддержки сегмента. Так, в сентябре программа льготного лизинга была дофинансирована на 8 миллиардов рублей.
-
Во-вторых, это негативные потребительские ожидания, которые в текущей ситуации играют на руку бизнесу. В ожидании дальнейшего роста ставок по лизингу, цен на автомобили и обесценивания рубля часть компаний предпочтут купить автомобили в 4 квартале текущего года, чтобы не переплачивать за них в будущем. Хотя, конечно, на фоне высокой общей инфляции не у всех компаний будут финансовые возможности для обновления и расширения парка.
-
В-третьих, это сезонный фактор и традиционно высокие продажи автомобильной техники в конце года. Лизинговый рынок в 4 квартале всегда растет из-за желания клиентов утилизировать остатки средств на закупки техники, выделенные на год, а также стремления подготовиться к новому сезону. Опять же, клиентские ожидания в направлении растущих цен на технику с нового года тоже добавят динамики продажам.
В результате, по оценкам экспертов компании, рынок автолизинга по итогам 2024 года все же продемонстрирует падение. Рост ставки приведет к удорожанию данного финансового инструмента. Рынок ждет ужесточение риск-политик и условий финансирования предметов лизинга со стороны крупных лизинговых компаний с целью снижения уровня дефолтов со стороны клиентов. Дополнительное финансирование на государственные программы поддержки лизинга до конца текущего года выделяться не будут, а текущие лимиты поддержки будут выбраны досрочно. И наконец, ожидания по инфляции по прогнозам ЦБ увеличились до 8%-8,5%. На этом фоне объем нового бизнеса на рынке автолизинга составит 2,356 трлн рублей (без НДС), продемонстрировав отрицательный тренд по итогам года — минус 3%.