В период экономических кризисов и внешних санкций бизнес особенно нуждается в финансовых инструментах, которые позволят не только остаться на плаву, но и закладывать фундамент для дальнейшего роста. К таковым, безусловно, относится лизинг, подтверждением чему является устойчивый спрос на финансовую аренду имущества.
Что влияет на развитие лизинга
Развитие рынка лизинговых услуг помимо общей экономической ситуации в стране зависит, прежде всего, от стоимости фондирования и деловой активности, а также мер господдержки бизнеса в целом и лизинговой отрасли в частности. Однако вне зависимости от этих факторов финансовая аренда является для коммерческих организаций наиболее выгодным и доступным способом приобретения имущества. К безусловным преимуществам лизинга относятся сниженные или отсутствующие требования по дополнительному обеспечению, свобода предметов лизинга от претензий кредиторов, а также ускоренная амортизация.
В последние годы позитивно на динамике лизингового рынка сказывается активное развитие интернет-торговли, вместе с которой новый импульс получили грузоперевозки. Кроме того, положительное влияние на отрасль оказывает усиление конкуренции между лизинговыми компаниями, которые разрабатывают более гибкие тарифы и дополнительные сервисы, а также максимально ускоряют и упрощают для клиентов саму процедуру оформления сделок.
Динамика рынка лизинговых услуг
Несмотря на волнообразную динамику рынка лизинговых услуг в последние годы, в целом его характеризует нарастающий тренд. Так, в прошлом году отрасль демонстрировала бурный рост, что, в свою очередь, было обусловлено низкой базой «ковидного» 2020 года, а также отложенным спросом на лизинговые услуги, сформировавшимся в период пандемии. Однако по итогам первого полугодия 2022 года лизинговый рынок вновь показал отрицательную динамику. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса (стоимость переданных клиентам предметов лизинга без НДС) в отчетный период сократился на 19% и составил 770 млрд рублей.
С одной стороны, это стало следствием общего снижения инвестиционной активности бизнеса на фоне ухудшения геополитической обстановки и введения санкций в отношении нашей страны. С другой стороны — сама лизинговая отрасль столкнулась с обострением дефицита техники вследствие прекращения поставок от иностранных компаний, что, в свою очередь, вызвало рост ее стоимости. В немалой степени усугубило ситуацию в начале весны 2022-го удорожание лизинговых услуг из-за экстренного повышения ключевой ставки, однако по мере ее постепенного снижения в дальнейшем спрос на лизинговые услуги начал стабилизироваться.
Особенности автолизинга в России
Крупнейшим сегментом рынка лизинговых услуг в России остается автолизинг, который, несмотря на 17-процентное падение в абсолютном выражении по итогам первого полугодия 2022 года, сохранил свою долю в совокупном объеме нового бизнеса на прошлогоднем уровне (46%). Сокращение количества сделок по финансовой аренде транспортных средств во многом обусловлено нехваткой автомобилей на российском рынке, который в отчетный период упал еще сильнее — на 56%. Дело в том, что поставки и производство автотранспорта были приостановлены вследствие разрыва логистических цепочек или внешних санкций из-за обострения геополитической обстановки. На этом фоне рынок автолизинга оказался более устойчивым благодаря тому, что многие лизинговые компании смогли оперативно перестроиться на азиатских поставщиков техники взамен западных, а также сменить фокус деятельности на другие сегменты авторынка.
Так, в условиях обострившегося дефицита и возросшей стоимости новых автомобилей лизингодатели стали активно предлагать клиентам для пополнения их автопарков подержанные транспортные средства. Кроме того, в связи реализацией автодорожных, инфраструктурных и строительных проектов, а также с возросшей потребностью компаний в налаживании новых логистических коридоров спрос лизингополучателей сместился на грузовую и строительно-дорожную технику, которая наименее зависима от импорта из западных стран и представлена в основном продукцией из России, Китая и Белоруссии.
К примеру, у лидера лизингового рынка России — Группы «Газпромбанк Лизинг» — доля грузового автотранспорта в объеме нового бизнеса по итогам первого полугодия 2022 года увеличилась на 9 п.п. и составила 24%, соразмерно выросла доля и дорожно-строительной и спецтехники, достигнув 18%. В целом, согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», лизинг грузовых автомобилей за тот же период сократился всего на 4%, до 196 млрд рублей. Объем нового бизнеса в сегменте строительно-дорожной техники составил 122 млрд рублей, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
#FORM_QUESTION_LEGKOVIE#Перспективы развития лизинга
По оценкам участников отрасли, рынок лизинговых услуг в России во втором полугодии 2022-го будет постепенно восстанавливаться, однако продолжит демонстрировать отрицательную динамику к прошлому году. Как прогнозируют в Национальном рейтинговом агентстве (НРА), возвращение лизинговой отрасли к прошлогодним объемам ожидается в течение нескольких лет. Во многом это будет зависеть от восстановления бизнеса лизингополучателей, деятельности поставщиков, а также от скорости перестройки цепочек поставок и логистики. Поддержать лизинговую отрасль может дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики и постепенное снижение ключевой ставки, а также привлечение малого и среднего бизнеса на рынок лизинговых услуг.
В свою очередь лизинговые организации продолжат развивать финансовую аренду подержанной техники, доля которой в объеме нового бизнеса будет расти в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать как сохраняющийся дефицит на рынке, так и высокая стоимость новой техники и оборудования. В то же время по мере замещения западных поставщиков новыми игроками, в частности из Китая и других дружественных стран, а также выстраивания новых логистических цепочек, в течение нескольких лет ожидается восстановление спроса на лизинг новой техники.
Если рассматривать лизинговый рынок по сегментам, то, по оценкам участников отрасли, в наибольшем кризисе находится авиализинг, для восстановления которого на сегодняшний день не наблюдается значимых факторов. Наиболее перспективным является лизинг строительно-дорожной техники, грузовой и спецтехники, что обусловлено потребностью лизингополучателей при реализации новых федеральных проектов. Финансовая аренда легковых автомобилей также постепенно восстанавливается, в том числе благодаря запущенной в середине 2022 года госпрограмме льготного автолизинга, которая, как ожидается, будет продлена и в следующем году. В целом же рынок лизинговых услуг в ближайшие годы будет характеризовать ситуативный лизинг, зависящий от текущих запросов клиентов.
Кроме того, в среднесрочной перспективе участники лизингового рынка ожидают консолидации отрасли, чему будет способствовать как усиление конкуренции между игроками на фоне стагнации спроса, так и уход из России ряда зарубежных лизинговых компаний. По некоторым видам оборудования и техники их доля составляла до 30%, что открывает для российских лизинговых организаций новые рыночные ниши.
Как мы видим, лизинговая отрасль переживает трансформацию, вызванную внешними экономическими и геополитическими факторами. При этом участники рынка находят новые точки роста, которые обеспечат дальнейшее развитие лизинговых услуг в нашей стране.