Эксперты Газпромбанк Автолизинг проанализировали продажи автомобилей легковых китайских марок, собираемых на наших заводах. Оказалось, что в октябре 43% сделок (или 34,5 тысячи контрактов) в китайском сегменте состоялось с машинами, которые имели российский VIN, то есть были собраны на российских заводах[1]. Месяцем ранее их доля была на 2 п.п. ниже, а год назад составляла 21%. При этом лидерство сохранил бренд Haval. Из 26,1 тысячи машин марки, проданных в октябре, 24,2 тысячи (или 93%) были собраны в России. Кроме того, отечественную прописку имели 4,1 тысячи (63%) автомобилей Chery и 1,4 тысячи (87%) гибридов Voyah. В топ-10 чайна-марок, машины которых продавались с российскими VIN, вошли также Exeed, Jaecoo, Jetour, BAIC, Kaiyi, SWM и DFM. Есть большая вероятность того, что доля «китайцев» с российскими VIN к концу декабря подберется к 50%.
Российские заводы, ранее принадлежавшие зарубежным автопроизводителям, продолжают постепенно оживать. Главное доказательство этого – рост продаж китайских марок, которые без лишних громких презентаций стали выпускать там свою продукцию.
Лидером как по объемам сборки среди «иностранцев», так и по объемам продаж локализованной продукции остается марка Haval. Она, напомним, запустила производство в России еще в 2018 году. В октябре марка реализовала 24,2 тысячи кроссоверов (+61% к сентябрю) с российскими VIN. Это составило 93% всех ее проданных машин. В сентябре объемы бизнеса Haval c двух отечественных заводов были значительно меньше – 15,1 тысяча автомобилей. При этом под Тулой и в Калуге собирают все девять официально представленных моделей.
Компания Chery реализовала в октябре 4,1 тысячи машин с российской пропиской. Что составляет 61% от общих продаж марки. Динамика отрицательная (-34% к сентябрю). Почти за 20 лет бизнеса в нашей стране марка в разное время выпускала машины на заводах ТагАЗ, «Дервейс» и «Автотор». В настоящий момент большая часть производственных мощностей под Калугой оказалась переориентирована под выпуск кроссоверов Chery, но под маской российской марки Tenet, которая в октябре продала 8,6 тысячи машин. Естественно, что объемы продаж Chery будут у нас и дальше снижаться.
На бронзовую ступеньку пьедестала китайских марок с российскими VIN неожиданно попала марка Voayh. В октябре она продала 1,4 тысячи автомобилей, собранных на заводе под Липецком. Это 87% всех гибридов и электрокаров марки, реализованных за этот период в России. Относительно сентября динамика бизнеса также положительная (+77%). Сборка ведется всех трех моделей марки – Free, Dreamer и Passion.
Объемы продаж трех суббрендов Chery – Exeed, Jaecoo и Jetour - также росли. Exeed, получив еще в 2024 году прописку на заводе в Подмосковье, в октябре 2025 г. выпускала здесь кроссоверы моделей Exeed RX, VX и TXL. За месяц по ним было заключено 1,2 тысячи сделок. И показан очень завидный рост в 113%. В свою очередь Jaecoo (1,2 тысячи, +60%) обосновалась на заводе под Санкт-Петербургом. Здесь путевку в жизнь получают кроссоверы Jaecoo J7 и J8. В то же время Jetour собирает в Калининграде паркетники Dashing, X70 и T2. Всего в октябре их было реализовано немногим более тысячи «штук». Это на 8% больше, чем в сентябре текущего года.
На мощностях «Автотора» российские VIN получают также автомобили BAIС (729 сделок, +58% к сентябрю), Kaiyi (396 машин, -35%) и SWM (119 автомобилей, -21%). Первая марка недавно обновила структуру дистрибьюции и заключила стратегическое партнерство с крупнейшим медиахолдингом страны. Есть все предпосылки к тому, чтобы продолжить рост. Двум другим брендам для расширения бизнеса также бы не помешали новые приемы маркетингового продвижения.
И наконец, замыкает топ-10 китайских марок с российской «пропиской» бренд DFM (117 автомобилей, -4%). Три модели DongFeng – Fengon 500, IX5 и IX7 – поштучно собирали в Калининграде и под Липецком. Однако летом у марки снова сменился дистрибьютор, который пересмотрел приемы продолжения бизнеса в России и пока предлагает две других модели кроссоверов – Mage и Huge – c китайских заводов DFM.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«Несмотря на уже достаточно большое количество китайских марок, которые в октябре текущего года продавали автомобили с российскими VIN, по сути, более чем на 90% они представлены пока всего двумя концернами Поднебесной. Это GWM и Chery. Остальные крупные китайские группы авторитейла, которые также хотели бы зарабатывать в нашей стране, пока лишь собираются наращивать свою долю.
При этом в октябре было реализовано 34,5 тысячи «китайцев», собранных на отечественных заводах. Это 43% всех легковых машин Поднебесной. В сентябре их было 25,7 тысячи (41%). А всего за 10 месяцев 2025 года объем этого бизнеса поднялся до 209 тысяч машин (+72% к 2024 г). Очевидно, что с введением новых ставок утилизационного сбора доля автомобилей КНР, собираемых в нашей стране, будет расти. Уже по итогам декабря она наверняка подберется к 50%. При этом есть большая вероятность того, что в перспективе 2026 года все больше «китайцев» будут продаваться у нас не под собственными, а под российскими именами. Так, как это уже сделано на примере марки Tenet, может быть сделано с другими, уже зарегистрированными суббрендами Chery – Jeland, Onives и Esteo».
Продажи китайских марок с российским VIN в октябре и за 10 месяцев 2025 года
|
№ |
Бренд |
Продажи в октябре 2025, шт. |
Продажи в сентябре 2025, шт. |
Продажи в октябре 24, шт. |
Продажи за 10 месяцев 2025, шт. |
Продажи за 10 месяцев 24, шт.
|
Динамика, окт. 2025 / сент. 2025, % |
|
1 |
Haval |
24 193 |
15 064 |
16 350 |
109 853 |
101 787 |
+ 61 % |
|
2 |
Chery |
4 103 |
6 238 |
1 558 |
58 028 |
1 784 |
- 34 % |
|
3 |
Voyah |
1 370 |
776 |
- |
4 269 |
- |
+ 77 % |
|
4 |
Exeed |
1 202 |
564 |
220 |
4 380 |
327 |
+ 113 % |
|
5 |
Jaecoo |
1 179 |
739 |
- |
4 091 |
- |
+ 60 % |
|
6 |
Jetour |
1 045 |
969 |
- |
10 282 |
- |
+ 8 % |
|
7 |
BAIC |
729 |
460 |
588 |
5 452 |
8 764 |
+ 58 % |
|
8 |
Kaiyi |
396 |
605 |
1 036 |
6 452 |
6 720 |
- 35% |
|
9 |
SWM |
119 |
150 |
88 |
4 149 |
1 242 |
- 21 % |
|
10 |
DFM |
117 |
122 |
95 |
1 499 |
287 |
- 4 % |
[1] На основе данных регистраций ТС