Это на 20% меньше, чем месяцем ранее
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам ноября 2025 года. Согласно результатам исследования, в конце осени россияне потратили на покупку новых машин 452,6 млрд рублей, что на 21,5% выше уровня годичной давности (372,4 млрд рублей — в ноябре 2024-го). Но при этом данный показатель оказывается на 20,3% меньше, чем месяцем ранее (568 млрд рублей — в октябре 2025-го). Таким образом, октябрьский результат финансовой емкости рынка пока остается рекордным.
Премиум-сегмент приблизился к 30%
Доля премиальных автомобилей в структуре финансовой емкости продолжает расти. По итогам ноября в нашей стране было реализовано 15,9 тыс. новых машин премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 10,5% меньше по сравнению с продажами октября), что обернулось суммой в 132,8 млрд рублей (на 7,4% меньше, чем месяцем ранее). Как следствие, доля премиальных автомобилей в структуре затрат увеличилась на 4 процентных пункта — с 25,3% (в октябре) до 29,3% (в ноябре).
Соответственно, доля машин массового сегмента в затратах за месяц сократилась: с октябрьских 74,7% до ноябрьских 70,7%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте снизились сильнее: было продано 112 тыс. машин (-24,3% по сравнению с октябрем) на 319,8 млрд рублей (-24,7%).
Доля китайских марок составила менее 50%
Если в октябре «китайцам» принадлежало еще более половины финансовой емкости, то в ноябре — уже меньше. В последнем месяце осени было реализовано 57,2 тыс. новых китайских автомобилей на сумму 212,7 млрд рублей. Как итог, на их долю пришлось 47% от общей суммы затраченных денег. При этом месяцем ранее она составляла 51,2%.
По объему потраченных средств остальные участники рынка отстают от китайских брендов довольно существенно. Если на покупку отечественных машин в ноябре было потрачено денег в 2,5 раза меньше (86,5 млрд рублей), то у европейских автомобилей этот показатель втрое ниже (73,7 млрд рублей). Также в конце осени жители РФ потратили 39,6 млрд рублей на покупку «японцев», 12,1 млрд рублей — на «корейцев» и 6,1 млрд рублей — на «американцев».
По объемам продаж первенство также занимают «китайцы» (57,2 тыс. шт.), за которыми следуют российские марки (45,6 тыс. шт.). Остальные участники рынка имеют намного меньшие показатели: европейские — 7 тыс. шт.; японские — 6,6 тыс. шт.; корейские — 2,5 тыс. шт.; американские — 0,6 тыс. шт.
Доля кроссоверов и внедорожников снижается, но их лидерству это не мешает
Сегмент SUV уверенно сохраняет лидерство на российском авторынке. В ноябре было продано 82,1 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, а потрачено на них — 332,9 млрд рублей. Как следствие, на их долю пришлось 64,2% в штуках и 73,6% в деньгах. При этом оба показателя сокращаются уже третий месяц подряд. Напомним, что в октябре они составляли 68,7% и 77,5% соответственно.
Автомобили В-класса являются вторыми по популярности у россиян. По итогам прошлого месяца было реализовано 19,6 тыс. новых таких машин на сумму 29,4 млрд рублей. Их доля составила 15,3% в объеме продаж и 6,5% в финансовой емкости.
Что касается остальных сегментов рынка, то доля каждого из них в ноябре как в количественном, так и в денежном выражении составила менее 3%. Но тут стоит отметить автомобили D-класса, продажи которых превысили 3 тысяч единиц, а затраты — 10 млрд рублей.
«Продажи новых легковых машин в ноябре оказались на 23% меньше, чем в октябре. Соответственно, и затраты на их покупку тоже снизились — на 20% до 452,6 млрд рублей. Таким образом, октябрьский показатель финансовой емкости рынка пока остается рекордным (580 млрд рублей). При этом в ноябре доля китайских брендов в структуре затрат впервые за 2,5 года, т.е. с июня 2023-го, опустилась ниже отметки 50%. Во многом это объясняется выходом на рынок новых локальных брендов, в связи с чем доля российских марок растет. К примеру, это отчетливо видно по бренду TENET, который фактически вытесняет Chery и уже входит в число самых популярных у россиян», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
«Несмотря на снижение продаж новых легковых автомобилей в ноябре по сравнению с октябрем, в годовом сравнении они выросли впервые за последние 10 месяцев (+5%), т.е. с февраля. И здесь стоит отметить рост доли премиум-сегмента, которая в количественном выражении превысила 12%, а в денежном — практически достигла 30%. И это в первую очередь связано с новыми расценками утилизационного сбора, которые вступили в силу 1 декабря. Соответственно, до этой даты максимально наращивался ввоз автомобилей с мощностью двигателя более 160 л.с., куда и попадает большинство премиальных машин», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.