Доля отечественных марок среди взятых в лизинг автомобилей продолжает расти
По данным Газпромбанк Автолизинг и маркетингового агентства НАПИ по итогам января-октября 2025 года рынок лизинга* новых и подержанных легковых автомобилей сократился на 31,5% в штуках. В рамках ежемесячной динамики разрыв с 2024 годом стабильно сокращается. В августе 2025 по отношению к августу прошлого года количество лизинговых сделок было меньше на 37,4%, в сентябре – на 30,2%, а в октябре – на 20%.
Итоги 10 месяцев
За январь-октябрь 2025 года представители бизнеса приобрели в лизинг 126,5 тыс. легковых автомобилей (98,6 тыс. новых и 27,8 тыс. с пробегом) по сравнению с 184,6 тыс. годом ранее (159,8 тыс. новых и 24,8 тыс. с пробегом).
На фоне общего падения рынка лизинга легковых автомобилей (-31,5%) более устойчивым оказался сегмент с пробегом. В то время как лизинг новых автомобилей за 10 месяцев сократился на 38,3%, лизинг подержанных автомобилей вырос на 12,3%.
Доля отечественных марок среди взятых в лизинг автомобилей продолжила расти. По сравнению с январем-октябрем 2024 года она прибавила 2,8 п.п. и достигла 25,7%. В то же время доля китайских марок (без учета BELGEE) сократилась на 7,5 п.п. до 51,3%.
По итогам 10 месяцев в рейтинге марок наибольшую долю от общего объема продаж в лизинг стабильно занимает LADA – 20,9% (+1,5 п.п.). Далее места в пятерке лидеров достались CHERY (8,7%), HAVAL (8%), BELGEE (7,1%) и GEELY (6,7%). При этом доля CHERY фактически осталась на уровне 10 месяцев прошлого года (номинальный рост в 0,1 п.п.), то у HAVAL (-4,7 п.п.) и GEELY (-4,1 п.п.) она сократились, а рост продемонстрировала только BELGEE (+2,7 п.п.). Самыми востребованными моделями у корпоративных клиентов с начала 2025 года стали LADA GRANTA, LADA LARGUS, HAVAL JOLION, BELGEE X50, LADA VESTA. Примечательно, что в десятку лидеров вошли три модели LADA.
Доля лизинга в корпоративных продажах новых легковых автомобилей продолжила снижаться, а подержанных – расти, соответствуя трендам рынка. С начала года бизнес купил в лизинг 61% новых легковых ТС по сравнению с 66,7% годом ранее. Покупки в лизинг легковых автомобилей с пробегом, наоборот, выросли - с 25,7% до 28,3% по итогам 10 месяцев прошлого и этого года.
Среди ТОП-10 регионов значительнее всего лизинговые продажи упали в Краснодарском крае (-43,8%) и Республике Башкортостан (-41,8%). Меньше всего снизился лизинг в Московской области (-16,4%) и Нижегородской области (-27,2%). Совместная доля Москвы и Московской области составила 35,9%, что больше прошлогоднего показателя на 1,8 п.п.
Итоги октября
В октябре 2025 года представители бизнеса оформили в лизинг 19,6 тыс. новых и подержанных легковых автомобилей, что на 20% меньше, чем в октябре 2024 года. Однако если сделки на первичном рынке сократились на 28,6%, до 15,5 тыс. автомобилей, то на вторичном – выросли на 48,5%, до 4 тыс. автомобилей.
ТОП-5 октябрьского рейтинга марок включает те же автомобили, что стали лидерами по итогам 10 месяцев, только CHERY спустилась со второе на пятое место. Доля LADA составила 14,6% от всех продаж, HAVAL – 10,8%, BELGEE – 9,7%, GEELY и CHERY – по 7,4%.
Наиболее популярными моделями стали HAVAL JOLION, SOLARIS KRX, LADA GRANTA, BELGEE X70 и BELGEE X50.
В октябре на долю Москвы в лизинге автомобилей для корпоративных клиентов приходится 27,7% (+3,3 п.п.), Московской области – 13% (+3 п.п.), Санкт-Петербурга – 7,3% (-2,8 п.п.)
«В текущем году октябрь оказался самым удачным месяцем для лизинга легковых автомобилей. Сказалось и ожидание роста цен на автомобили в связи с планируемым увеличением коэффициентов утилизационного сбора с 1 декабря 2025 г., и снижение ключевой ставки в середине сентября до 17%, и отложенный спрос, накопившийся у корпоративных клиентов», - отметила генеральный директор НАПИ Татьяна Арабаджи.
«Легковые автомобили продолжают оставаться одним из драйверов роста рынка автолизинга в 2025 году, восстанавливаясь гораздо быстрее прочих сегментов. При этом рост доли отечественных и падение доли китайских марок в лизинговых продажах вполне объяснимы, как и список популярных в корпоративных автопарках моделей. Все больше китайских брендов начинают собирать свою продукцию на российских заводах. И на фоне ожидаемого роста утильсбора их доля будет расти. При этом скорее всего все больше лидеров рынка будут продаваться у нас под российскими или белорусскими именами», - поделился директор департамент продаж Газпромбанк Автолизинг Николай Фомин.
Лизинг* новых и подержанных легковых автомобилей, тыс. шт. по типам техники
|
Новые/Подержанные |
2024 (01-10) |
2025 (01-10) |
Динамика 01-10 2025/2024 |
2024 октябрь |
2025 октябрь |
Динамика октябрь 2025/2024 |
|
Подержанные |
24,8 |
27,8 |
12,3% |
2,7 |
4,0 |
48,5% |
|
Новые |
159,8 |
98,6 |
-38,3% |
21,7 |
15,5 |
-28,6% |
|
Всего |
184,6 |
126,5 |
-31,5% |
24,5 |
19,6 |
-20,0% |
* операционный и финансовый лизинг (без учета спецтехники)