С 1 октября 2024 года в России повышена ставка утилизационного сбора на автомобили и прицепы. Рост составил 70-85%, причем с 1 января 2025 до 2030 года ставка будет повышаться на 10-20%. Это касается только автомобилей, которые ввозятся для продажи, подробности опишем чуть ниже.
Что такое утилизационный сбор на автомобили?
Формально, утилизационный сбор — это платеж, который нужно внести за экологичную утилизацию автомобиля после его использования. Он установлен законом и уплачивается один раз при растаможке автомобиля. Без уплаты сбора нельзя зарегистрировать и использовать машину. НДС с этого платежа не берется. После оплаты в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка, тогда автомобиль можно оформлять в ГАИ и ставить на учет.
Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Фактически таким образом государство компенсировало недостачу таможенных платежей. Можно сказать, что утилизационный сбор на автомобили с октября 2024 года стал полноценным эквивалентом заградительных таможенных пошлин.
Зачем нужен утилизационный сбор?
1. Экология. Старые автомобили могут загрязнять окружающую среду. Сбор поощряет замену старых машин на новые, более экологичные.
2. Поддержка авторынка. Сбор стимулирует покупку новых автомобилей, что помогает развивать автомобильную индустрию.
3. Безопасность на дорогах. Новые автомобили, как правило, безопаснее старых, что повышает общую безопасность на дорогах.
4. Энергоэффективность. Современные автомобили более экономичны и соответствуют строгим экологическим стандартам.
Как менялся утилизационный сбор?
Сначала сбор платили только импортеры легковых и грузовых автомобилей из-за границы. Российские производители были освобождены от уплаты, если брали на себя обязательства по утилизации старых машин, но с 2014 года эти льготы отменили. Сбор также стал распространяться на прицепы и спецтехнику.
Как рассчитывают утилизационный сбор?
Сумма утилизационного сбора рассчитывается по формуле:
Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора
Размер базовой ставки и коэффициент устанавливаются правительством. Для всех, кто покупает автомобили за границей для перепродажи в России. Независимо от того, человек это или организация, для этой категории утилизационный сбор проиндексируют поэтапно. Это коснется легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, дорожно-строительной техники.
Что изменилось с 1 октября 2024 года?
Легковые автомобили
С 1 октября 2024 года ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей выросла на 70-85 процентов. Далее, до 2030 года, ее будут поднимать ежегодно на 10—20%. То есть, очередная индексация сбора произойдет уже 1 января 2025 года.
Это означает, что для наиболее массового сегмента легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, приобретенных для перепродажи, размер утильсбора после 1 октября вырос с 306 000 до 556 200 ₽. В 2030 году это будет уже 1 172 400 ₽.
За автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л старше трех лет с 1 октября сумма составит 2 366 000 ₽¸объемом двигателя от 3 до 3,5 л - 2 735 000 ₽ (в 2025 году — 3 296 000 ₽).
Для электромобилей и гибридов ставки вырастут с 1 января 2025 года. За новые придется уплатить 667 400 ₽, за электромобиль старше 3 лет — 1 174 000 ₽. С 2030 года утильсбор за новый электромобиль составит 1 172 400 ₽, за машину старше 3 лет — 2 062 600 ₽.
Для машин, ввезенных в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать предыдущие коэффициенты, но только при условии, что документы в таможенные органы поданы не позднее 1 ноября 2024 года.
Электромобилей октябрьское повышение коэффициентов не коснется, однако с 1 января 2025 года ставка вырастет до 667,4 тыс., а к 2030 году дойдет до 1,174 млн рублей.
Грузовая и специальная техникаДля коммерческой, грузовой и специальной техники повышения сборов начнутся с 1 января 2025 года с последующим ежегодным увеличением ставки на 15%. На некоторые виды специализированной техники, в частности экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, индексация вступит в силу не раньше 2026 г. и 2028 г.
Тип транспортного средства |
2024 год |
2025 год |
2030 год |
Коммерческая техника массой 2,5–3,5 тонны |
819 000 ₽ |
900 000 ₽ |
1,45 миллиона ₽ |
Коммерческая техника массой 4-6 тонн |
892 500 ₽ |
982 500 ₽ |
1,58 миллиона ₽ |
Коммерческая техника массой 9-12 тонн |
1,26 миллиона ₽ |
1,39 миллиона ₽ |
2,24 миллиона ₽ |
Крупнотоннажные грузовики массой 18 тонн |
2,45 миллиона ₽ |
2,7 миллиона ₽ |
4,35 миллиона ₽ |
Крупнотоннажные грузовики массой 20–50 тонн |
до 3,9 миллиона ₽ |
до 4,3 миллиона ₽ |
6,9 миллиона ₽ |
Прицепы и полуприцепы |
до 1,11 миллиона ₽ |
до 1,33 миллиона ₽ |
до 2,34 миллиона ₽ |
Когда не нужно платить утилизационный сбор?
· Если сбор уже уплачен предыдущим владельцем.
· Если автомобилю более 30 лет.
· Для автомобилей беженцев или участников программ переселения.
· Если машина временно ввезена в Россию.
· Для автомобилей, принадлежащих диппредставительствам или международным организациям.
· Для машин, выпущенных менее трех лет назад и находящихся в особой экономической зоне.
Важно помнить, что изменения не коснутся тех, кто ввозит в Россию легковушки с объемом двигателя до 3 литров для себя как физическое лицо. Ставка остается на уровне 3400 рублей для новых авто и 5200 рублей для авто от трех лет. Она должна сохраниться до 2030 года.
При этом есть несколько условий. При прохождении таможни необходимо оформить пассажирскую таможенную декларацию на физическое лицо, владельцам нужно выплачивать все таможенные пошлины и налоги и нельзя продавать автомобиль в течение года. Если они это сделают, придется заплатить утильсбор. Допускается лишь один ввоз ТС в год, а объем двигателя автомобиля не должен превышать три литра.
Изменение затронет тех, кто покупает автомобили за границей и перепродает в России. И не важно, в каком статусе: физического или юридического лица.
Оформить иномарку, ввезенную в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по льготной ставке отныне невозможно: придется заплатить полную сумму утилизационного сбора. Исключение – ввоз из Белоруссии, однако, он едва ли поможет сэкономить, поскольку таможенное законодательство в РФ и Белоруссии идентично.